Максим Горький вступил в литературу в период духовного кризиса, который поразил российское общество на рубеже веков. Мечты о гармонии между человеком и обществом, которые вдохновляли писателей XIX века, остались нереализованными; до предела обостряются социальные и межгосударственные противоречия, грозящие разрешиться мировой войной и революционным взрывом. Безверие, уныние, апатия для одних стали нормой, для других – толчком к поиску выхода. Горький отмечал, что писать он начал “по силе давления. томительно бедной жизни”, которой он стремился противопоставить свое представление о человеке, свой идеал. Раннее творчество М. Горького (90-е годы ХIХ века – первая половина 1900-х годов) идет под знаком “собирания” истинно человеческого:
– “Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди. убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку”, – писал в это время Горький.
Рассказы Горького 90-х годов можно разделить на две группы. Одни из них основаны на вымысле: автор использует легенды или сам сочиняет их. Другие – рисуют характеры и сцены из реальной жизни босяков (“Челкаш”, “Емельян Пиляй”, “Однажды осенью”, “Двадцать шесть и одна” и др.). Героям всех этих рассказов присуще романтическое мироощущение.
Герой уже первого горьковского рассказа “Макар Чудра” упрекает людей за их рабскую психологию. Людям-рабам противопоставлены в этом романтическом повествовании вольнолюбивые натуры Лойко Зобара и красавицы Рады. Жажда личной свободы для них так сильна, что даже на любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Лойко и Рада своей духовной красотой и силой страсти превосходят всех окружающих, что и приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся гибелью героев. В рассказе “Макар Чудра” утверждается идеал личной свободы.
Рассказ “Старуха Изергиль” относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенное понятие человеческого в личности. а) В рассказе противопоставлены два легендарных сюжета и герои с диаметрально противоположными жизненными позициями. Герой первой легенды – Ларра, сын женщины и орла. Он лишь внешне похож на человека, являясь при этом сеятелем смерти и противопоставляя себя жизни. Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально было присущие Ларре.
Ларра – воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и губит неугодных ему: “Я убил ее потому, мне кажется, – что она меня оттолкнула. А мне было нужно ее я один. я не поклонюсь никому в жизни. ибо первый в ней я!” Нарушив закон бытия: “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью”, Ларра лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть. Попытка самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от него, – тень и имя “отверженный”: “он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает речи людей, ни их поступков – ничего”. Судьбу Ларры определил суд человеческий. Суть наказания – отторжение от...

людей.
Герой второй легенды – Данко, сын человеческий. От глубокого сострадания к соплеменникам, жившим без солнца, в болотах, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего им путь. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источник его подвига – глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала. “Горящее сердце” символизирует заключительную фазу подвига Данко.
Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием. Уже тогда люди увидели, что “он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”, – потому-то и пошли они за ним, что “верили в него”. Писатель наделяет обычного человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – установление нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Поэтому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти – хаоса – к свету, солнцу, теплу – к гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе. “Осторожный человек” незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Данко, честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
В обеих легендах люди племени воплощают ту самую “томительно бедную жизнь, лишенную благородных порывов, духовных взлетов”. Им противопоставлены герои сильные и свободные, но эти герои противопоставлены и друг другу. Ларра использует свою силу во зло людям, и потому, даже обретая бессмертие, он страдает. Данко отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость. “Голубые искры в степи” и “бесплотное облачко” – эти явления наблюдают автор и старуха, и они явились поводом к рассказу двух легенд о славе Данко и бесславии Ларры.
Между двумя легендами в рассказе показана история жизни Изергили. Она тоже романтическая героиня, идеал ее – свобода. Она гордый человек, живет так, как ей хочется. Ради любимого человека она способна на подвиги самопожертвование. В этом она близка Данко. Вся жизнь ее – поиск любви, а по сути попытка найти в жизни личность яркую, способную на смелый поступок. Но реальный мир небогат такими людьми, и поиск оказался бесплодным. Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.
“В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам”, – делится Изергиль с рассказчиком своей сокровенной мыслью. Да и сам автор верит в это, изображая великолепные картины природы, окружающей героев, и гордые, красивые фигуры молдаван: “Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч. женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые”. В ранних романтических произведениях Горького формируется концепция личности, которая получит свое развитие в более поздних произведениях писателя.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Какова роль героев в легендах о Ларре и Данко