Размышления над страницами пьесы Горького “На дне”

Все творчество Максима горького – это художественное исследование. Мне интересен этот писатель, потому что его произведения подчинены поиску идеала: человека, с которым связаны нравственно-философские категории правды, свободы и самопожертвования. Много раздумий об этом у меня вызвала пьеса Максима Горького “На дне”. Мне хотелось бы обратиться к этому произведению, чтобы поговорить о честности, гордости и гуманизме.
Название пьесы “На дне” очень символично. Дно – это мир отверженных, картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди. Персонажи пьесы – “выломившиеся” из жизни, лишенные бунтарства ночлежники. Их настоящее ужасно, будущего нет. Для большинства из них существует только прошлое: у Барона – это обеспеченная жизнь, у Актера – творческая работа. Но как говорит бывший телеграфист, а теперь шулер Сатин, “в карете прошлого никуда не уедешь”. Так и живут они, говоря одновременно и не слушая друг друга, бранясь и устраивая пьяные драки. Интересно, что все персонажи – люди из разных слоев общества, но у всех одна участь – им не подняться “со дна” жизни, на котором они оказались. Сейчас они настолько разъединены, что не могут решить, кому мести пол.
Эти мрачные картины, воспроизведенные в пьесе, заключают в себе большой взрывчатый заряд. Я читала произведение, и внутри меня зарождалось ощущение, что все нужно менять. Становится, поистине, жаль этих людей. Мы видим ум Сатина, душевную чистоту Наташи, трудолюбие Клеща, который хочет вернуться к нормальной жизни посредством упорного труда.
Но вот в ночлежке Костылева появляется Лука. Он – странник, умудренный опытом и много повидавший в жизни. Он выступает как утешитель, желающий ободрить другого. Позиция Луки заключается в том, что каждый человек достоин жалости, поэтому он щедро одаряет ею ночлежников. Своей любовью к людям, желанием помочь им он возрождает у людей надежду на спасение.
Спившемуся актеру Лука внушает веру в излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет.
Все это утешительная ложь, которая лишь на время может успокоить человека, приглушив тяжелую реальность. Я бы могла назвать Луку апостолом иллюзий, лжи, примиряющей с безрадостным существованием. В его речах содержится немало убедительных суждений. Например, он говорит: “Кто крепко хочет – найдет”, “человек должен уважать себя”. После ухода Луки ночлежники вспоминают о нем с теплотой, хотя некоторые понимают, что он для многих был “как мякиш для беззубых”, “как пластырь для нарывов”.
Луке с его утешительными речами противопоставлен философствующий Сатин. Позиция Сатина мне гораздо ближе, чем размышления Луки, и самые интересные страницы пьесы, на мой взгляд, – монолог Сатина в четвертом акте. Здесь правда о свободном Человеке, к которой приходит герой: “Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью.”. Эти слова были произнесены бывшим телеграфистом в минуту душевного подъема, они освещают новым светом его личность. Это протест против строя, угнетающего человека, против смирения и утешительного страдания. Герой считает, что каждая личность должна развиваться свободно, независимо ни от кого. Он говорит, что вся правда заключается в самом человеке, и только он сам может выбрать себе дорогу.
И я вновь задаюсь вопросом: так нужна ли жалость? Ведь в других высказываниях Сатина сквозит бесчеловечность: “Убийство в драке – пустяки. Это недорогого стоит”, “Пускай кричат, разбивают себе головы. пускай!” Я думаю, что жалость нам иногд




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Классицизм 17 века в литературе.
Сейчас вы читаете: Размышления над страницами пьесы Горького “На дне”