Сочинение по пьесе Максима Горького «На дне»
Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на
Протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом,
Одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является
Основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и
Социально — философская пьеса М. Горького «На дне». Главное в ее
Сюжете — столкновение жизненных позиций и взглядов разных людей. В «На
Дне» автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух
Видах
Трудностями жизни. Гуманизм же Сатина призывает не бояться смотреть правде в
Глаза, не примиряться с несправедливостью, а бороться за свои права человека.
Кто же прав — Лука или Сатин? Что для каждого из них правда и что ложь?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту произведения.
«Подвал, похожий на пещеру». Затхлый и душный воздух. Каменные
Закопченные своды, нары, грязь, и люди, живущие в атмосфере беспробудного
Пьянства, грабежей, ругани и разврата. Вот, что мы видим с первых страниц
Пьесы. Большего «дна»
Время в ночлежке появляется Лука, который несет с собой «ласковое»
Слово для каждого ее обитателя. Именно доброго к себе отношения так не
Хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек,
Который пожалел и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале
По пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Им
Было просто не обойтись без Луки, который говорил: «Христос всех жалел и
Нам так велел.»
Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире
Действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что
Его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет
Уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со
Своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства,
Жалости должно быть определенное количество. Главное — не перейти тонкую
Грань между пользой и явным вредом.
Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, можно
Лишь смягчить боль утешительной ложью. Он с самого начала наметил себе
Ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить
Что-либо в их жизни, а лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к
Ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек,
Который искренне хочет помочь! Да, смертельно больной Анне нужна была лишь
Такая помощь. Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить.
«Ты — с радостью помирай, без тревоги.» — говорил он умирающей.
Другое ей уже не помогло бы. Но даже с этой задачей старик не справился, и
Несчастная умерла в беспокойстве. Что уж говорить о «здоровых»
Людях! Свою «утешительную» философию он примерил и к ним. Своими
Сладким пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой
Странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в
Ночлежниках слабость и неспособность бороться. Бедные люди и до его прихода
Бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же,
По-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил, «связав»
Окончательно им руки и ноги. «Ты — надейся! Ты — верь!» — внушал он
Им. Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется
Услышать горькую правду, которая «всегда поднимается над ложью, как
Масло над водою». Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на
Жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь
«кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью».
Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает
Сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по
Этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки — ложный гуманизм.
Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге
Терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом
Ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба
Наташи.
Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Ведь «ничто так
Не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с
Разумом, как ложь». Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна
Побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она
Принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь — чистейшее
Проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он
Ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с
Константином Сатиным.
Но к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось
Недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни
Других обитателей «дна И, возможно, проблема здесь не в правильности
Теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без,
Так и не поднялись бы со «дна». Большая часть того, чего мы
Добиваемся в жизни, зависит от нас самих.
Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не
Стоит на месте, меняются обстоятельства жизни, меняются люди. Каждое
Последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с
Нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса Горького актуальна во все
Времена, и сейчас можно говорить о современности спора о гуманизме.