Особое место образа Плюшкина в романе

Обобщающее значение образов помещиков, приемы сатирической обрисовки. Особое место образа Плюшкина в романе
Продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы “Мертвые души”; формировать умение анализировать текст, характеризовать персонажей, определять роли интерьеров, портретов; совершенствовать умение отвечать на вопросы эвристического и проблемного характера, делать выводы о значении образов Чичикова и помещиков в раскрытии авторского замысла; прививать навыки вдумчивого читателя.
Оборудование:
Портрет н. В. Гоголя;

иллюстрации к поэме; раздаточный материал для групповой работы; эпиграф на доске.
Не ревизские – мертвые души, а все эти
Ноздревы, Маниловы и . –
Вот мертвые души, и мы их встречаем
На каждом шагу.
А. И. Герцен
.. Все прочие (лат.)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. приветствие учителя
2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь
II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся
Мини-викторина
1) “В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”.
Кто сидел в бричке? (Чичиков)
2) Кто, “приехавши довольно поздно из города. и легши в кровать возле худощавой жены своей, сказал: “Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!”? (Помещик Собакевич)
3) Чье это поместье: “Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы.”? (Помещика Манилова)
4) Кого характеризуют следующие слова: “.люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан”? (Помещика Манилова)
5) “Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, о которой мы уже имели случай упомянуть, несколько исписанных бумаг, но больше всего было.” Чего было больше всего? (Табаку)
6) Когда Чичиков сказал Коробочке: “Я спрашиваю про мертвых”, она ответила: “Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь.”? (“.не понести убытку”)
7) “ноздрев был в некотором отношении исторический человек. ни на одном собрании, где он был не обходилось без.” Без чего? (Истории)
8) Дополните цитату словом: “ну послушай, сыграем в., выиграешь – твои все. Ведь у меня много таких, которых нужно вычеркнуть из ревизии”. (Шашки)
9) “Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства,- словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже .!” или “И я тоже похож на.!” тоже кто? Похож на кого? (Собакевич, на Собакевича) 10) “а между тем в хозяйстве доход собирался по-прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов холста должна была наткать ткачиха,- все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он (?) обратился наконец в какую-то.” Кто? В кого? (Плюшкин; “прореху на человечестве”)
III. Работа по теме урока
1. Групповая работа. Характеристика помещиков на основе
Подготовленного домашнего задания
Задания для групп
Учитель комментирует задания или готовит раздаточный материал.
1 группа: “Человек ни то ни се: ни в городе Богдан, ни в селе
Селифан”.
Дать характеристику помещику Манилову.
2 группа: “Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки., а между тем набирают понемногу
Деньжонок в пестрядевые мешочки.”.
Дать характеристику помещице Коробочке.
3 группа: “Исторический” и “многосторонний”. Дать характеристику помещику Ноздреву.
4 группа: “Кто кулак, тому уж не разогнуться в ладонь”. Дать характеристику помещику Собакевичу.
5 группа: “Прореха на человечестве”. Дать характеристику помещику Плюшкину.
2. Фронтальная обобщающая беседа
– Почему все главы о пребывании Чичикова у каждого из помещиков подчинены Гоголем единому композиционному плану? Почему они все-таки не кажутся читателю одинаковыми?
– Какой эпизод в каждой из этих глав является центральным, кульминационным? Почему?
– Какие главные черты характера подчеркивает Гоголь в каждом из помещиков: Манилове, Коробочке, Ноздреве, Собакевиче, Плюшкине? Говорят ли о чем-нибудь их фамилии?
– Почему в главе о Плюшкине Гоголь отступает от избранного композиционного приема и рассказывает о прошлом этого помещика?
– Чем отличаются помещики и что их роднит?
– С кем или с чем сравнивает писатель каждого из помещиков?
– Какие приемы сатирической обрисовки помещиков можно выделить в поэме? (Несоответствие между словами и поведением; вариации одной и той же мысли (для Плюшкина все военные – картежники и моты); сравнение героев с животными, предметами; гиперболизация.)
3. Заключительное слово учителя
– Каждый представитель поместных дворян нарисован Гоголем прежде всего как владелец и как торговец крепостными крестьянами. Сила гоголевской сатиры заключается в том, что, рисуя того или иного помещика, писатель не изображает их как извергов, самодуров и злодеев, а представляет самыми обыкновенными людьми, но людьми ничтожными, ленивыми, праздными, пошлыми и духовно убогими. разные, на первый взгляд, помещики едины в главном – они лишены высоких человеческих чувств. За каждым из них стоит все сословие помещичьего класса. По сути, они и есть “мертвые души”, которым отдана власть над сотнями тысяч живых людей.




What is the subject of stylistic.
Сейчас вы читаете: Особое место образа Плюшкина в романе