Гоголь и его «шинель»
«Монах-художник», «христианин-сатирик», «аскет и юморист», наконец — «мученик возвышенной мысли и неразрешимой задачи»! Такими словами провожали в последний путь великого Гоголя славянофилы Константин и Иван Аксаковы. Именно такую «шинель Гоголя» они примеряли на себе.
Кому принадлежит фраза «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» — уже трудно выяснить. Приписывают Ф. М. Достоевскому, хотя прямых доказательств не найдено. Тем не менее, она стала крылатой, неся собой несходные, порой абсолютно разные ассоциации
Кто только не объявлял себя наследником Гоголя! И представители «натуральной школы», и революционные демократы за его реализм и критическое письмо, и славянофилы за любовь к России, и писатели-сатирики разного толка, не исключено, что авторы современных романов в стиле «фэнтези» тоже считают своим родоначальником Николая Васильевича.
В условном гоголевском мире происходит все, что угодно, — и редкая птица долетает до середины
Николай Васильевич Гоголь — не просто уникальное явление в истории русской литературы. Гоголю, по словам русского литературоведа и философа К. В. Мочульского, суждено было круто повернуть всю русскую литературу от эстетики к религии, сдвинуть ее с пути Пушкина на путь Достоевского. Все черты, характеризующие ее как великую и ставшую неотъемлемой частью всемирной литературы, были намечены Гоголем: ее религиозно-нравственный строй, ее гражданственность и общественность, ее боевой и практический характер, ее пророческий пафос и мессианство. С Гоголя начинается широкая дорога в мировые просторы. И в этом — комфорт или дискомфорт (кому как) гоголевской «шинели». Кому по плечу такая гоголевская «шинель» сегодня? А вчера?
Гоголь искал ответы на вопросы более важные, чем художественные формы своего творчества. Он был художником высочайшего уровня, но обладал еще и обостренной религиозной одаренностью, и она возобладала в нем над чисто художественною жаждою творчества, — так пишет о религиозном странничестве Гоголя профессор М. М. Дунаев. По его мнению, именно Гоголь направил русскую литературу к осознанному служению православной Истине.
В Гоголе уживались фантазийность и религиозность, потому что он был художником и христианином. И гражданином. Его знаменитое: «Русь! куда несешься ты, дай ответ!. Не дает ответа!.» — что читаем мы в конце 1-го тома «Мертвых душ», — это крик его души, наболевшей от пошлости и ничтожества современ