Пьесы Гоголя — поэзия в действии
Различные писатели и критики, и прежде всего те, кто; исповедует принципы так называемого авангардного искусства, постоянно пытались истолковать произведения Гоголя в духе излюбленных ими творческих идей. В кого только не превращали его эти писатели и критики. Он был и символистом, и глашатаем сюрреализма, и сторонником искусства абсурда, и ярким примером воплощения в литературе фрейдистских идей, и вообще противником искусства действительности, последовательным антиреалистом.
Чаще всего уныло повторяются одни и те же доводы («гипербола»,
Следует вновь напомнить, что реалистическое искусство никогда не было простым слепком, копией действительности. Оно всегда представляло и представляет собой творческое претворение явлений жизни, обобщение, в котором большую роль играет фантазия, художественное воображение. Отступления от поверхностного правдоподобия ради большой правды в искусстве действительно весьма распространены. И как уже неоднократно отмечалось, фантастика достижению этой правды часто не только не мешает, но активно содействует. Для В. Эрлиха же фантастика несовместима с реализмом, и это понятно, ибо он понимает реализм лишь как простое соответствие формам жизни.
Там же, где фантастика отсутствует, как, например, в «Мертвых душах», реалистический характер произведения, по утверждению В. Эрлиха, разрушается. самим его стилем и прежде всего «дегуманизирующими, снижающими метафорами», которые, входя в содержание произведения, становятся событиями. Под «дегуманизирующими» метафорами В. Эрлих разумеет сравнения ряда героев «Мертвых душ» с предметами, животным миром. Но это положение, высказанное В. Эрлихом вслед за Д. Чижевским, не имеет даже видимости довода, оно лишено всякой убедительности. Ведь не стиль формирует образную структуру произведения, а образный его строй определяет форму и стиль сочинения. Тем не менее желание опорочить реализм Гоголя приводит и к таким несостоятельным аргументам, как определяющая роль дегуманизирующих метафор.
Стремление принизить значение творчества Гоголя наблюдается у ряда авторов современных книг о нем. Но особенно сильно это принижение, превратившееся в прямое поношение писателя, проявилось в книге Абрама Терца (Андрея Синявского) «В тени Гоголя», опубликованной в 1975 году в Париже.