Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы
Сломать все надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя!
Ф. М. Достоевский
. сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь!.
Ф. М. Достоевский
Среди всех писателей XIX века можно встретить немало блистательных имен. Это были и писатели, отмеченные несравненным
Талантом в создании мировых романов, и мастера, владевшие исключительным умением изображать дисгармонию буржуазного мира
И его тлетворное влияние на человеческую душу. В этом пантеоне великих имен имя Ф. М. Достоевского занимает одно из
Первых
Этот писатель обладал необычайным талантом: осмысляя и воплощая свои раздумья о русской действительности в ярких
Образах, в острых конфликтах, Достоевский сумел изобразить в своих произведениях проблемы настолько значимые, что их
Решение должно было определить дальнейшее нравственное развитие всего человечества.
Жизнь и творчество Достоевского выпали на эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. В
Нравственных терзаниях своих героев, в их стремлении осмыслить современные им общественные отношения писатель показывал
Протест против царившего зла.
Особенно
Обитателях ее столицы, погибших и погибающих. В начале романа в Петербурге, в жаркий июльский день, мы встречаем
Бредущего в тоске молодого человека, как потом выясняется, бывшего студента Родиона Раскольникова. «Давным-давно как
Зародилась в нем вся эта теперешняя тоска», которая в последнее время приняла «форму ужасного, дикого и фантастического
Вопроса». Что же это за вопрос, так мучивший Раскольникова? Читая первые страницы романа, мы узнаем, что этот человек
«покусился» на какое-то дело, у него зародилась какая-то «безобразная» мечта, которую он «как-то даже поневоле привык
Считать уже предприятием». Мечта эта появилась у него месяц назад, когда ему пришлось заложить у Алены Ивановны,
«старухи-процентщицы», колечко сестры. Эта «глупая, бессмысленная, ничтожная. старушонка» вызвала в душе Родиона
Непреодолимую ненависть и отвращение.
Встреча в распивочной с Мармеладовым лишь усугубила эту ненависть в душе и сознании Родиона. Услышав историю Сонечки и
Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство Мармеладовых, Раскольников еще более убедился в том, что мир
Несправедлив. Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди. На этот несправедливый мир и ополчился
Родион Раскольников. А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости. С
Этого момента в голове Раскольникова возникла и с неимоверной скоростью стала разрастаться мысль об убийстве старухи,
«никому не нужной и, напротив, всем вредной».
Подавленное состояние, потрясение бездонностью человеческих страданий, а также вера в то, что «кровь по совести» может
Быть оправдана, разрешена — вот те факторы, заставившие Родиона решиться пойти на тяжкий грех — убийство.
Кара не заставила себя ждать. Весь месяц от преступления до признания проходит для Раскольникова в непрестанном
Напряжении, не прекращающейся ни на секунду внутренней борьбе. Это борьба с самим собой, выраженная в его лихорадочных
Метаниях, страшнейших угрызениях совести. Взять хотя бы его ужасный сон, который он видит после убийства. Этот сон
Наполнен страшными, дикими, жуткими звуками, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побоев и
Ругательств он еще никогда не слыхивал и не видывал». Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали
Появляться первые и еще робкие сомнения в своей теории. Настасья так охарактеризовала ему его состояние: «Это кровь в
Тебе кричит». Но в нем кричит не его кровь, а кровь убитых им людей. Все существо Раскольникова воспротивилось
Совершенному им преступлению, лишь воспаленный мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родиона убийство
Должно быть так же обычно, как смена дня и ночи. Но это не так. Убийство породило между ним и людьми непроходимую черту: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и
Отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его». Как бы два отчужденных, со своими законами, мира живут рядом,
Непроницаемые друг для друга — мир Раскольникова и другой — внешний мир. Духовно обессиленный бесконечными
Размышлениями, он хочет отделиться от этого мира бесповоротно и навсегда, но не может выдержать своего одиночества, не
Может он отказаться от любви близких людей, окончательно порвать с ними и поэтому не в силах вынести своего
Преступления.
Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, отказывается от какого-либо
Протеста, идет на конечный шаг, который хоть как-то должен был уменьшить его терзания, — он решает признаться в
Содеянном. Перед признанием в убийстве он идет к Соне, чтобы хоть как-то замедлить течение времени, отдалить предстоящее
Наказание, «на человека посмотреть!». Всепрощающая любовь Сони, ее вера убеждают Родиона «страдание принять». Этим она
Возвращает Раскольникова к людям, от которых он был отдален совершенным преступлением. Соня спасает Раскольникова. Но
Ведь он сам шел навстречу этому спасению, он наказан и спасен своей собственной непотерянной человечностью, своим
Состраданием, своей любовью.
Однако самым страшным наказанием для Раскольникова явилось открытие ужасной истины: преступление оказалось
Бессмысленным, цели он не достиг, потому что он «не старуху убил, а принцип убил». «Не переступил, на этой стороне
Остался», оказался человеком обыкновенным, «тварью дрожащею». «Стало быть, я не имел права на такой шаг», — окончательно
Подытожил Раскольников, будучи уже на каторге. Здесь происходит окончательный приход Раскольникова к вере и отречение от
«теории». Рука его тянется к Евангелию, происходит воскрешение «падшего человека» и его покаяние.
Своим романом Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение
Существующего порядка, в бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и
Счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот
Призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так беспощадно обличает роман
«Преступление и наказание».