В 60-е и 70-е годы Достоевский создает свои самые значительные произведения. Роман “Униженные и оскорбленные” (1861) развивает тему “маленького человека” – тему повести “Бедные люди”, с которой Достоевский вступил в литературу. Дальнейшее развитие получил в романе и образ мечтателя – героя “Белых ночей”. Роман построен на контрасте между бедными, добрыми и честными людьми и их обидчиками – богатым, жестоким и циничным князем Валковским и его. избалованным и развращенным сыном Алешей. Роман “Униженные и оскорбленные” завершает первую половину творчества Ф. М. Достоевского, главным содержанием которой, как писал Н. А. Добролюбов в статье “Забитые люди”, была “боль о человеке, который признает себя не в. силах или, наконец, даже не в праве быть человеком.”.
В 1862 году Достоевский опубликовал “Записки из Мертвого дома”, которые он начал тайком писать еще в каторжной тюрьме. В этой книге дана потрясающая картина каторги и обрисованы разнообразные типы людей из народа. По оценке В. И. Ленина, “Записки из Мертвого дома” – непревзойденное произведение русской и мировой художественной литературы, так за-‘ мечательно отобразившее “не только каторгу, но и “мертвый дом”, в котором жил русский народ при царях из дома Романовых”. “Записки из Мертвого дома” отразили важный этап в идейном развитии писателя. Если до этого все положительные герои Достоевского были слабыми и безвольными, то среди каторжан он нашел людей ярких и сильных. “.Ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего”, писал он о каторжанах. Как и в романе “Униженные и оскорбленные”,...

в “Записках из Мертвого дома”, наряду с изображением вопиющих картин. насилия и несправедливости, проскальзывает идея добровольного смирения и отказа от борьбы.
В дальнейшем творчестве писателя эта идея становится главенствующей, и в то же время объективные картины жизни, изображаемой художником, приходят в резкое противоречие с этой идеей.
В 1864 году появилась повесть Достоевского “Записки из подполья”. Это был тяжелейший период в личной жизни писателя – болезнь и смерть жены и брата. Это был период политической реакции – надежды передовых людей на крестьянскую революцию не оправдались. В своей повести Достоевский пытается философски осмыслить итоги времени “несбывшихся надежд”. Пессимистический вывод, к которому пришел писатель, отражал его крайне удрученное состояние.
В романе “Идиот” (1869) Достоевский попытался в образе главного героя представить свой идеал совершенно прекрасного человека. И действительно, детски чистая душа князя Мышкина вызывает восхищение. Но в то же время мы осознаем абсолютную беспомощность героя в окружающем жестоком мире, а следовательно, ложность утверждаемой с помощью этого образа идеи христианского всепрощения. Рядом с кротким Мышкиным мы видим в романе умную и гордую красавицу Настасью Филипповну – один из лучших женских образов Достоевского. Она тоже жертва развратных богачей. Трагическая участь Настасьи Филипповны – результат бесчеловечности лицемерного и подлого собственнического мира.
Нравственная чистота и благородство героев Достоевского оказались бессильными изменить существующую жизнь. Таким образом, тенденции, проводимые Достоевским в этом романе, как и в других произведениях, потерпели поражение.
Но в образах высокомерного и развратного аристократа Тоцкого, пошлого генерала Епанчина, дикого самодура купца Рогожина, ничтожного и жадного Гани Иволгина и других представ




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Образ главного героя в романе “Идиот”