В 60-е и 70-е годы Достоевский создает свои самые значительные произведения. Роман «Униженные и оскорбленные» (1861) развивает тему «маленького человека» — тему повести «Бедные люди», с которой Достоевский вступил в литературу. Дальнейшее развитие получил в романе и образ мечтателя — героя «Белых ночей». Роман построен на контрасте между бедными, добрыми и честными людьми и их обидчиками — богатым, жестоким и циничным князем Валковским и его. избалованным и развращенным сыном Алешей. Роман «Униженные и оскорбленные» завершает первую половину творчества Ф. М. Достоевского, главным содержанием которой, как писал Н. А. Добролюбов в статье «Забитые люди», была «боль о человеке, который признает себя не в. силах или, наконец, даже не в праве быть человеком.».
В 1862 году Достоевский опубликовал «Записки из Мертвого дома», которые он начал тайком писать еще в каторжной тюрьме. В этой книге дана потрясающая картина каторги и обрисованы разнообразные типы людей из народа. По оценке В. И. Ленина, «Записки из Мертвого дома» — непревзойденное произведение русской и мировой художественной литературы, так за-‘ мечательно отобразившее «не только каторгу, но и «мертвый дом», в котором жил русский народ при царях из дома Романовых». «Записки из Мертвого дома» отразили важный этап в идейном развитии писателя. Если до этого все положительные герои Достоевского были слабыми и безвольными, то среди каторжан он нашел людей ярких и сильных. «.Ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего», писал он о каторжанах. Как и в романе «Униженные и оскорбленные»,...

в «Записках из Мертвого дома», наряду с изображением вопиющих картин. насилия и несправедливости, проскальзывает идея добровольного смирения и отказа от борьбы.
В дальнейшем творчестве писателя эта идея становится главенствующей, и в то же время объективные картины жизни, изображаемой художником, приходят в резкое противоречие с этой идеей.
В 1864 году появилась повесть Достоевского «Записки из подполья». Это был тяжелейший период в личной жизни писателя — болезнь и смерть жены и брата. Это был период политической реакции — надежды передовых людей на крестьянскую революцию не оправдались. В своей повести Достоевский пытается философски осмыслить итоги времени «несбывшихся надежд». Пессимистический вывод, к которому пришел писатель, отражал его крайне удрученное состояние.
В романе «Идиот» (1869) Достоевский попытался в образе главного героя представить свой идеал совершенно прекрасного человека. И действительно, детски чистая душа князя Мышкина вызывает восхищение. Но в то же время мы осознаем абсолютную беспомощность героя в окружающем жестоком мире, а следовательно, ложность утверждаемой с помощью этого образа идеи христианского всепрощения. Рядом с кротким Мышкиным мы видим в романе умную и гордую красавицу Настасью Филипповну — один из лучших женских образов Достоевского. Она тоже жертва развратных богачей. Трагическая участь Настасьи Филипповны — результат бесчеловечности лицемерного и подлого собственнического мира.
Нравственная чистота и благородство героев Достоевского оказались бессильными изменить существующую жизнь. Таким образом, тенденции, проводимые Достоевским в этом романе, как и в других произведениях, потерпели поражение.
Но в образах высокомерного и развратного аристократа Тоцкого, пошлого генерала Епанчина, дикого самодура купца Рогожина, ничтожного и жадного Гани Иволгина и других представ



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Образ главного героя в романе «Идиот»