Мастерство Ф. М. Достоевского в изображении быта Раскольникова

Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости,
С которой все выражается на нем — отвлеченные мысли,
Внутренние лирические чувствования,
«жизни мышья беготня», крик негодования,
Искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
А. И. Герцен
Ценность литературного произведения в его яркости, образности. Всего этого можно достичь разными средствами. Но в основном яркость произведения зависит от мастерства автора показать и выделить те или иные детали, характеризующие героя, его быт, весь роман в целом.
Такие

мастера как Гоголь, Достоевский умели найти «говорящие» детали, которые зримо характеризовали их героев. Они умели найти такую «изюменку», которая, мало того, сделает жизнь героя более понятной, но и многое дорисует в воображении читателя.
Для примера возьмем роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Мне кажется, автор блестяще изобразил быт героя, подобрал художественные средства настолько верно, что призведение вошло в мировую классику.
Иногда критики называли «Преступление и наказание» «петербургским романом», так как образ Петербурга тысяча восемьсот шестидесятых —
восьмидесятых годов не просто фон, на котором происходит действие, а своеобразное «действующее лицо» — город, который душит, давит, угнетает. Достоевский глазами Родиона Раскольникова смотрит на летнюю погоду в Петербурге: «. на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня.» Такие чувства возникают у Раскольникова, глядя на улицы Петербурга.
Создавая образ города, Достоевский показывает всю атмосферу тех дней, когда Петербург разрастался за счет доходных домов — многоэтажных домов, владельцы которых сдавали комнаты внаем.
В романе часто рисуются уличные сцены, показывающие безысходность жизни разных людей.
Вдруг он видит женщину «с желтоватым лицом и красными впавшими глазами.» Неожиданно она бросается в воду, а вслед за этим он слышит крики другой женщины: «.до чертиков напилась, она раньше удавиться даж хотела, с петли сняли.» И эту картину Достоевский дает нам неспроста. Этим он хочет показать, что все вокруг угнетает Раскольникова. В этой сцене на мосту герой, видя отчаяние окружающих людей, сравнивает с ними свою жизнь и понимает, что он так же может закончить свое существование, не жизнь, а именно существование. Ведь условия, в которых «обитает» Раскольников, не подходят даже для животного. Но вернемся в Петербург.
Покинув грязные улицы Петербурга, Родион идет к себе в комнату, проходя «через вонючие дворы-колодцы.», поднимается по темной лестнице, пугаясь каждого шороха и прячась от людей, потому что он боится встретиться с хозяйкой своей комнаты. И причина всего этого всего одна — он много задолжал за комнату и ему все равно нечем ей заплатить. Но ведь хозяйке безразлично его положение, главное для нее — своевременная оплата за комнату.
И вот Раскольников приходит в свою комнату, да это даже на комнату не было похоже, а скорее на шкаф. Квартира его находилась «над самою кровлей дома.», и поэтому жара там была невыносимая.
В углу комнатки стоял старый диван, обои на стенах висели желтые, почти отвалившиеся от стен. Лучи солнца бывали редкими гостями в жилье Раскольникова; в основном там была полутьма, сдавливающая человека. Вся обстановка комнаты как бы давила на героя; и эта комната, похожая на шкаф, и желтые обои, и лохмотья, в которые он был одет — все давило.
Вся обстановка, все детали в целом создают картину нищеты и болезненности ума Родиона. Но ведь это и хотел показать Достоевский.
«.Задавила его нищета.» — вот главная причина совершения преступления. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до сумасшествия, бешенства и безумия. Он понимает, что от этого никуда не деться.
Достоевский нашел такие детали, обрисовывающие быт героя, что читатели начинают испытывать те же чувства, что и Родион Романович. Читатель чувствует и духоту летнего Петербурга, и полутьму комнаты героя.
Мне кажется, что так обрисовать быт героя может не каждый писатель. Ведь для того, чтобы читатель почувствовал атмосферу, быт, жизнь героя, нужно обращать внимание на малейшие детали: на цвет, на запах. Федор Михайлович Достоевский обратил внимание абсолютно на все. Не будь его подробнейших описаний, мы вряд ли поняли бы мотивы преступления Раскольникова, которые в конце концов оправдывают его перед читателем. Мы жалеем героя. И в этом заслуга великого гения — Достоевского.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мастерство Ф. М. Достоевского в изображении быта Раскольникова