Петербург Достоевского в романе Преступление и наказания
Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией человека в мире, к поискам смысла жизни. Духовный мир героев Достоевского раскрывается через такие категории, как зло, добро, свобода, добродетель, необходимость, бог, бессмертие, совесть. Достоевский как художник отличается тонкостью психологического анализа, произведения его характеризуются глубиной философского
Мармеладов ясно понимает ужас и безвыходность положения, в
Котором находится его семья: жена сгорает в чахотке, дети голодны и раздеты. Соня ради спасения семьи продает себя. Раскольников, побывав в этой семье, потрясен еще более невыносимыми условиями жизни. Не лучше судьба матери Раскольникова и его сестры Дуни. Петербург _ это символ страшного мира, где все продается и все покупается; где нет спасения бедному и слабому, где царят «волчьи» законы. Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно присутствует в больных грезах Раскольникова. «Маленькая и гаденькая», она бьет свою сестру Лизавету, находящуюся от нее в зависимости. Она скупа и дает гроши за вещи, принесенные в заклад. Берет огромные проценты с людей, пользуясь их безвыходным положением. В романе очень четко отразились социальные противоречия второй половины
XIX века. Между дворянством и народом, по мнению Достоевского, лежит огромная пропасть, это вызвано нежеланием «верхов» что-нибудь изменить в общественном устройстве. Достоевский, показывая ужасы, все-таки отвергает революционный путь переустройства общества. Главное в наследии Достоевского, несмотря на его заблуждения, _ это та жестокая правда, которую писатель показал своим современникам. Со всех страниц романа веет одиночеством и безысходностью потерянного человека в этом