История семейства Карамазовых в романе Достоевского

Последний роман Достоевского “Братья Карамазовы” (1879 – 1880) по замыслу автора должен был состоять из двух частей, посвященных в общей сложности “жизнеописанию” Алеши Карамазова. Писатель успел завершить работу только над первой частью, в которой излагалась лишь предыстория главных действующих лиц. Но и то, что было написано, является совершенно самостоятельным произведением. Роман “Братья Карамазовы” стал итогом творческого развития писателя, своеобразным синтезом его общефилософских, этических, социальных идей.
Действие “Братьев Карамазовых” происходит не в Петербурге, как в большинстве романов Достоевского, а в небольшом провинциальном городке. Для автора перемена места действия имела принципиальное значение. Болезненная ломка социального уклада жизни, моральное разложение, идейные конфликты, столкновения, кризисы становятся уже обычными не только для столицы, но и для маленького уездного города. Вся Россия затронута необратимыми изменениями, проявляющимися в экономике и политике, общественной нравственности и семейной жизни.
В “Братьях Карамазовых” нарисована широкая картина русской провинциальной жизни пореформенной эпохи, изображена целая галерея сложных, часто противоречивыхчеловеческих характеров, разворачиваются разнообразные драматические события, отличающиеся напряженностью, психологической правдивостью и художественной силой.
История семейства Карамазовых – отца, Федора Павловича, трех его законных сыновей, Ивана, Дмитрия и Алексея, и одного незаконного, лакея Смердякова,- должна била дать представление об основных тенденциях развития дворянско-буржуазного общества, о громадной амплитуде колебаний между двумя “безднами”, идеалами Содома и Мадонны, порока и добродетели, безобразия и красоты. В черновых набросках к роману Достоевский писал: “Соедините все эти четыре характера, и вы получите, хоть уменьшенное в тысячную долю, изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России”.
С образом Федора Карамазова – эгоиста, развратника и циника – связано представление о карамазовщине как типическом явлении, характерном для мира, где господствуют обман, ложь и насилие. Черты карамазовщины в разных вариантах и модификациях проявляются у Ивана, Федора, Смердякова. Ненависть детей I! отцу, отражая процесс распада старых, патриархальных устоев, семейных связей, приобретает вместе с тем бесчеловечный характер, свидетельствуя о разрушении самых нормальных, естественных, человеческих чувств.
Злая карамазовская сила отражается и на других действующих л ицах романа, ломая им жизни, порождая озлобленность, внутрен-июю боль и отчаяние. Для штабс-капитана Снегирева, Грушеиьки, Катерины Ивановны присущи свойственное многим героям и героиням Достоевского сочетание любви и ненависти, мести за поруганное человеческое достоинство и готовность простить все обиды и унижения.

Один из главных героев романа – Дмитрий Карамазов – человек неудержимых страстей и стихийных порывов – несет в”самом себе начала добра и зла. При всей своей душевной изломанности, греховности и порочности он наделен благородством и великодушием. Достоевского многое привлекает в этом человеке, он видит н нем выражение страстной русской души, готовой очиститься через страдание.
На Дмитрия падает обвинение в убийстве отца. В действительности он в этом ужасном преступлении не повинен, допущена судебная ошибка. Однако же Дмитрий с готовностью принимает предстоящее страдание, ибо он хотел убить, мог убить, следовательно, по нравственному закону считает себя виновным.
После Судебного допроса приснились ему погорелые деревенские избы, измученные крестьянки и плачущий на груди у матери голодный ребенок. Иван Карамазов – продолжение и развитие типа, характерные черты которого уже проявлялись в Раскольникове, Ставрогине, Версилове. В прошлом это социалист, разочаровавшийся в былых идеалах, которые для него теперь всего лишь кладбище с дорогими покойниками. Рассудочный, углубленный в себя, он терзается муками атеиста, отвергшего бога и пришедшего в отчаяние от своего безверия.
Один из идейных центров романа – встреча и беседа Ивана и Алеши в трактире (глава “Бунт”). Братья, представляющие, по замыслу автора, разные молодой России, ведут напряженный спор о смысле жизни, о гармонии на земле, о справедливости, о преступлении и наказании. Это так характерно для “русских мальчиков”, которые спорят только “о мировых вопросах, не иначе: есть ли бог, есть ли бессмертие? А которые в бога не веруют, ну те о социализме и об анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату”.
Иван рассказал Алеше о помещике, который затравил восьмилетнего мальчика на глазах у матери. И даже кроткий и религиозный Алеша, выросший на идее о прощении врагам своим, не в состоянии заглушить в себе непосредственное нравственное чувство справедливости, требующее отмщения зверю-помещику. “Расстрелять”,- тихо проговорил Алеша.”. Такой ответ означает признание права на бунт, на протест против угнетателей.
Иван не может допустить, чтобы в далеком будущем обнялись, как родные, генерал, затравивший маленького мальчика собаками, и несчастная мать. Никакой ценой нельзя оправдать человеческих страданий; единственная слеза невинного ребенка не может быть окуплена небесным блаженством. Отсюда и бунт Ивана Карамазова против божьего мира.
Мучительное для Ивана внутреннее противоречие заключается в том, что ои стихийно любит жизнь, ее животворную силу. Не случайно именно ему Достоевский доверил замечательные слова, полные искреннего преклонения, самой горячей любви к жизни, земле, небу, человеку: ркПусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо, дорог иной человек, которого иной^раз, поверишь ли, не знаешь за что и любишь.”И в то же время разум Ивана не смиряется с отсутствием в миропорядке всеобщей гармонии. Атеист и скептик, стремящийся все проверить холодным анализом рассудка, он презирает общепринятые нормы, ненавидит отца и брата Дмитрия, желая, чтобы “один гад съел другую гадину”. Крайний рационализм, нарушающий, по убеждению Достоевского, равновесие между интеллектуальным и нравственным началами, приводит к неверию в бога. ^|, Важное место в романе занимает.”поэма” о Великом Инквизиторе, которую гзассказывает Иван и которая является одним из идейных центров”Братьев Карамазовых”. Великий Инквизитор отвергает возможность того величественного идеала, который связывался в сознании человечества (и в сознании самого Достоевского) с образом Христа. Инквизитор убежден, что люди не могут Лшнести свободы выбора, “потому что малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики”. Жизнь человечества можно устроить лишь на принципах “чуда, тайны и авторитета”. Иван вслед за Великим Инквизитором также отрицает возможность будущей божьей гармонии. Но если нет страха перед божьим судом, то тогда, считает Иван, человек свободен от любых нравственных оков: “все позволено”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Характеристика образу маленького принца.
Сейчас вы читаете: История семейства Карамазовых в романе Достоевского