Рассказ Чехова “Учитель словесности” (опыт интерпретации)

“Учитель словесности” – один из рассказов Антона Павловича Чехова, в котором автор затрагивает проблему пошлости, обывательства общества. Т. е. то, что волновало писателя во время его творческого расцвета: упадок, деградация личности под влиянием среды, в которую они попали. Но рассматриваемый нами рассказ отличается от прочих яркостью слова, различными приемами и деталями, которые помогают читателю лучше понять замысел автора. Мастер психологического анализа Лев Толстой так говорил о рассказе после его прочтения: “Здесь нет ни

одной черты, которая не шла бы в дело. ” Давайте найдем подтверждение его словам, анализируя текст произведения.
Рассказ был написан не сразу, сначала была напечатана только первая часть под названием “Обыватели”. Прошел довольно длительный срок прежде чем Чехов вернулся к произведению: только спустя 5 лет в 1894 были изданы обе части под привычным над именем “Учитель словесности”. Автор был не удовлетворен счастливым концом первой главы и заставил своего героя мучительно осознавать обывательскую пошлость собственного существования во второй.
Напомню, что главным героем произведения является 26-летний
преподаватель гимназии, который влюбился в молодую девушку. Чехов не показал читателю зарождения его чувств, но это не мешает нам в полной мере ощутить полноту его эмоций, его счастья, с которым Никитин засыпает в конце первой главы. Что же помогает нам понять героя, как Чехову удалось так точно воссоздать отношения между учителем словесности и Манюсей?
Произведения состоит из двух глав, которые соответствуют не только композиционному делению, но и идейному. Первая часть может жить совершенно независимо от другой. В ней не только уже обозначен конфликт между главным героем и окружающим обществом, но есть и его определенное решение. Однако вторая часть ставит все “вверх ногами”: счастливый, не ощущающий влияния пошлости Никитин вдруг осознает всю ничтожность своего положения и решает бежать прочь. Но убежит ли? Я думаю, это каждый решит для себя сам.
Начинается рассказ без какого-либо введения, Чехов сразу приступает к повествованию о лошадиной прогулке перед ужином, и лишь в третьем абзаце поясняет явно озадачившие читателя детали. Мы знакомимся с Масюсей, девушкой восемнадцати лет, но то, как с ней обращаются, и то, как она себя ведет, может выдать в ней маленькую девочку. Несмотря на это (а может быть, благодаря этому) Никитин во время прогулки любуется ею, он счастлив. Все вокруг передает чувства учителя словесности. В течение вечера мы слышим различные звуки, которые создают атмосферу жизни, активности, радости. Это могут быть и уличный шум (звонкий “стук лошадиных копыт”, “смех, говор, хлопанье калиток”), и голоса животных (“пищали суслики”, “каркали грачи”), и музыкальные звуки (от оркестра до балалайки).


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Morphemic structure of the word.
Сейчас вы читаете: Рассказ Чехова “Учитель словесности” (опыт интерпретации)