Идеи и конфликты пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехова

В пьесе Чехов обобщает тему гибели дворянских гнезд, рас­крывает обреченность дворянства и приход ему на смену новых общественных сил.
Россия прошлого, Россия вишневых садов с их элегической красотой представлена образами Раневской и Гаева. Это оскол­ки поместного дворянства. Они нерешительны, не приспособ­лены к жизни, пассивны. Единственное, что они могут, – это произносить напыщенные, как Гаев, речи к старому шкафу или лепетать, как Раневская, сентиментальное: “Шкапик мой род­ной!”, “Детская, милая моя, прекрасная комната!” Они продол­жают жить идеями и представлениями прошлого и, любя свое имение, ничего не делают, чтобы спасти его, хотя Лопахин дает им дельный совет. Это люди ушедшего времени, безалаберные (Гаев состояние на леденцах проел; Раневская растратила на недостойного человека), неглубокие, не приносящие никому ни добра, ни зла. Они безропотно подчиняются ходу историй.
На смену хозяевам дворянских гнезд приходят практичные и энергичные Лопахины. У них другие этические понятия. То, что Раневской и Гаеву кажется хамством (разбить вишневый сад на дачные участки и сдавать), для него не более чем требование жизни.
Между бывшими и новым хозяевами вишневого сада нет лич­ного конфликта. Напротив, Лопахин искренне привязан к Ра­невской: “.вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я. люблю вас, как родную.

больше, чем родную”. Но объективно, как представители разных классов, они вступа­ют в исторической конфликт. Лопахин показан Чеховым как человек, стремящийся к знаниям, чувствующий красоту, у него “тонкая, нежная душа”. Как личность он тоньше и человечнее, чем роль, которая отведена ему исторически. Эта роль характе­ризуется словами Пети Трофимова: “Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попа­дается ему на пути, так и ты нужен”. Лопахин – лишь звено в исторической цепи развития. Его дед и отец были крепостными Раневской, он становится хозяином вишневого сада – в этом чувствуется даже какая-то справедливость. Лопахин сам понимает, что и ему на смену придут новые люди. Он мечтает о конце “нескладной и несчастливой жизни”. Возможно, вестниками нового, прекрасного будущего являют­ся Петя Трофимов и Аня – дочь Раневской. Петя Трофимов – “облезлый барин”, “недотепа”, “вечный студент” – воплотил черты интеллигента-разночинца, своим трудом мечтающего преобразить Россию.
Трофимов и Аня выражают предчувствие грядущих перемен. “Вся Россия – наш сад”, – говорит Петя Трофимов. При всей неопределенности будущего Чехов уверен в том, что оно при­надлежит молодому поколению.
В пьесе образ вишневого сада имеет символическое значение: это и элегическое прошлое дворянства, и целесообразно-прак­тическое настоящее буржуазии, и радостное, но неопределен­ное будущее молодого поколения.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Objectives of stylistics.
Сейчас вы читаете: Идеи и конфликты пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехова