Какова символика образа вьюги в поэме Блока «Двенадцать»
Революционные события 1917 года глубоко взволновали и вдохновили Александра Блока. Из его стихотворений и заметок видно, что он уже очень давно ждал появления той новой неведомой силы, что осмелится разрушить старый, ветхий мир и построить на его обломках нечто новое и прекрасное. Именно в этом качестве поэт воспринял революцию. Он искренне верил в свой народ, в его потенциальные возможности, в ту прекрасную идею, которую, по его мнению, несла в себе революция. Эта вера полностью нашла свое отражение в поэме Блока «Двенадцать». Написанная
Господи, душу рабы твоея. Скучно!»
Закончив работу над поэмой, поэт отметил в своей записной книжке: «Сегодня — я гений!»
Напечатанная 18 февраля 1918 года в газете «Знамя труда», а затем неоднократно переизданная, поэма «Двенадцать» вызвала большой общественный
Одним из самых ярких и повторяющихся образов поэзии Блока, нашедших свое развитие и углубление в «Двенадцати» стал мотив ветра. Этот ветер, превратившийся в поэме в снежную, гибельную вьюгу, присутствует у Блока практически во всех его стихотворениях о России. Для поэта он стал символом Родины, выражением ее скрытой сущности, внутренней энергии и красоты. Без этого ощущения ветра России для Блока не существует.
«Ты стоишь под метелицей дикой, роковая, родная страна.» «Степь, да ветер, да ветер.»
Этот излюбленный поэтом отчаянный ветер гуляет и в поэме «Двенадцать». Здесь он превращается в злую вьюгу, которая овевает практически каждый эпизод поэмы:
Разыгралась, чтой-то вьюга:
Ой вьюга, ой вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шаг а!
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся.
Однако ветер в «Двенадцати» совсем не так однозначен, как в стихах о России. В публицистике советского периода Блок писал, о том, что революция сродни природе, что она пробуждает всего человека, природное и общественное в нем. Это природное, пробуждающее начало революции представлено в поэме «Двенадцать» в образах ветра, снега, вьюги, пурги.
Стихийность вьюги в поэме обуславливает ее неуправляемость, неподчиненность человеческой власти. Она поступает по своей прихоти, по своей собственной воле, и человеку остается только подчиниться. Так, например, ветер в поэме хлещет барыню в каракуле, попа, писателя, но одновременно
Рвет, мнет и косит
Большой плакат:
«Вся власть Учредительному собранию!»
В поэме многоплановость образа вьюги особенно заметна на примере отношения к ней красногвардейцев. Несмотря на то, что вьюга является символом революции, символом коренного переустройства мира, именно в ней люди видят угрозу. Создатели нового мира никак не могут избавиться от той тревоги, которая сначала пробудилась у Петрухи, а потом охватила и других. В вихрях разгулявшейся вьюги красногвардейцам мерещится «незримый враг» Даже то, что он «машет красным флагом» не уменьшает тревоги солдат, и они стреляют в него. В ответ на стрельбу
«. вьюга долгим смехом, Заливается в снегах.»
Несмотря на это, нельзя сказать, что природа -заклятый враг двенадцати, что она противодействует их намерениям. Вьюга в поэме контрастна и многопланова: впереди красногвардейцев не только «сугроб холодный», не только «тьма», но и свет, «снежная россыпь жемчужная». Ветер появляется и в последней главе, сопровождая Иисуса Христа:
Это — ветер с красным флагом Разыгрался впереди. В белом венчике из роз — Впереди Иисус Христос.
Таким образом, можно сделать вывод, что в поэме «Двенадцать» вьюга является олицетворением природного, стихийного начала революции. Так же, как и любые явления природы, революция, по мнению Блока, неуправляема и бесконтрольна. Даже красногвардейцы, люди, чьими руками свершается разрушение старого мира и строительство нового, боятся вьюги и подсознательно чувствуют в ней угрозу для себя. Несмотря на то, что в конце поэмы, вьюга оказывается на стороне революционеров, ее стихийное начало может в любой момент напомнить о себе.