Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» (адресовано жене)
Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» (адресовано жене).
I. Любовь — умиротворенность для души.
II. Анализ стихотворения.
1. Композиция стихотворения.
2. Жанр стихотворения.
3. Эпитеты, олицетворения, метафоры.
4 Параллель со стихотворением Пушкина.
III. Вера в любовь — спасение души.
Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в «страшном мире». Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку
Это стихотворение было написано в 1908 году. Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить:
О доблестях, о подвигах, о славе
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе.» имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее.
Жанр стихотворения — любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою.
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть:
Летели дни, крутясь проклятым роем.
Вино и страсть терзали жизнь мою.
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою.
Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся «проклятым роем». Образ «страшного мира» символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с «синем плащом» прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет — измена):
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, нежная, ты, милая, нашла.
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла.
Дни подобны ночи, жизнь кажется сном («я крепко сплю»).
В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: «на горестной земле», «заветное кольцо», «проклятым роем», «сырая ночь». Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая ее со своей молодостью: «И звал тебя, как молодость свою», отражена в произведении такими эпитетами как: «прекрасное лицо», «ты, милая», «ты, нежная». Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: «когда твое лицо в простой оправе», «передо мной сияло на столе», «я бросил в ночь заветное кольцо», «ты отдала свою судьбу другому», «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою», «я крепко сплю».
Если внимательно читать стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе.», то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье.».
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
У Пушкина мы видим сходные строчки:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты.
«И я забыл прекрасное лицо» — «И я забыл твой голос нежный». «Летели дни» — «шли годы». Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений совершенно противоположные: у А. С. Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул любимой).
В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всем протяжении творчества великого поэта, именем которого мы гордимся и поныне.