Сравнительный анализ стихотворений А. Блока ‘Незнакомка» и «В ресторане»

Стихотворение «В ресторане» написано поэтом почти ровно на 4 года позже «Незнакомки». Эти два произведения Блока интересно рассмотреть в сравнительном анализе, потому как очевидна эволюция женского образа. При этом обстановка, которая описывается и в которой происходит действие, в том и другом стихотворении очень похожа.
Но изменилось восприятие лирическим героем этой обстановки, его мироощущение. Рассмотрим сначала обстоятельства и общую атмосферу, которые сопровождают то или иное стихотворение. И в том, и в другом произведении

действие происходит в привычной для Блока обстановке шумных ресторанов, выпивки и развлечений. Можно увидеть общие детали, например в звукописи: в «Незнакомке» раздается «женский визг», а во втором стихотворении «цыганка плясала и визжала заре о любви». Сходства можно увидеть и в цветописи: и там, и там доминируют цвета, в произведениях Блока всегда символизирующие безумие и тлетворность — желтый, оттенки серого, черный. Например, в «Незнокомке» «золотится крендель булочной» и «переулочная пыль», а в «В ресторане» черная роза в «бокале золотого, как небо, аи» и «желтая заря».
Но все-таки, мне кажется, восприятие лирическим героем окружающей обстановки различается: если в «Незнакомке» чувствовалось отвращение к происходящему, то во втором стихотворении чувствуется какая-то безумная динамика, азарт.
Из отношения автора следует и различие между женскими образами в этих стихотворениях. В «Незнакомке» образ Прекрасной Дамы резко контрастирует с тлетворной обстановкой вокруг, с этими отвратительными «пьяницами с глазами кроликов», к числу которых невольно можно отнести и самого лирического героя. Но в стихотворении «В ресторане» женский образ, шумная и динамичная атмосфера ресторана будто бы сочетаются и даже дополняют друг друга. Лицо Дамы в «Незнакомке» закрыто темной вуалью, в то время как во втором стихотворении героиня из глуби зеркал дерзкие «взоры бросала». Незнакомка была «всегда без спутников, одна», ее образ плавный и эфемерный, а героиня «В ресторане» резко и надменно обращается к своему кавалеру: «И этот влюблен». Мы видим, что образ лирической героини в последнем стихотворении значительно приблизился к реальности, в то время как в «Незнакомке» Прекрасная Дама была скорее видением, недостижимой и непостижимой мечтой, гораздо более далекой от лирического героя.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Сравнительный анализ стихотворений А. Блока ‘Незнакомка» и «В ресторане»