Реализм О де Бальзака
Становление французского реализма, начиная с творчества Стендаля, происходило параллельно с дальнейшим развитием во Франции романтизма. Показательно, что первыми, кто выступил с поддержкой и в основном позитивно оценил реалистические поиски Стендаля и Бальзака, были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876) — яркие представители французского романтизма эпохи Реставрации и революции 1830 г.
В целом же следует особо подчеркнуть, что французский реализм, особенно в период его становления, не был замкнутой и внутренне завершенной системой.
Трактат Стендаля «Расин и Шекспир», а также предисловие к «Человеческой комедии» Бальзака обозначили основные принципы бурно развивающегося во Франции реализма. Раскрывая сущность реалистического искусства, Бальзак писал: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы ее выражать». В предисловии к «Темному делу»
«Поэзия факта», «поэзия реальной действительности» стала благодатной почвой для писателей-реалистов. Ясным стало и главное отличие реализма от романтизма. Если романтизм в создании инобытия действительности отталкивался от внутреннего мира писателя, выражая внутреннее устремление сознания художника, направленное в мир действительности, то реализм, напротив, отталкивался от реальностей окружающей его действительности. Именно на это существенное отличие реализма и романтизма обратила внимание Жорж Санд в своем письме к Оноре де Бальзаку: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашим взорам, а я чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть».
Отсюда и разное понимание реалистами и романтиками образа автора в художественном произведении. Например, в «Человеческой комедии» образ автора, как правило, вообще не выделен как личность. И это — принципиальное художественное решение Бальзака-реалиста. Даже тогда, когда образ автора выражает собственную точку зрения — он только констатирует факты. Само же повествование, во имя художественного правдоподобия, подчеркнуто безлично: «Хотя г-жа де Ланже никому не поверяла своих мыслей, мы вправе предполагать.» («Герцогиня де Ланже»); «Быть может, этот рассказ вернул его к счастливым дням жизни.» («Фачино Кане»); «Каждый из этих рыцарей, если данные точны.» («Старая дева»).
Французский исследователь «Человеческой комедии» современник писателя А. Вюрмсер считал, что Оноре де Бальзака «можно назвать предшественником Дарвина», ибо «он разрабатывает понятие борьбы за существование и естественный отбор». В произведениях писателя «борьба за существование» — это погоня за материальными ценностями, а «естественный отбор» — принцип, согласно которому в этой борьбе побеждает и выживает сильнейший, тот, в ком холодный расчет убивает все живые человеческие чувства.
В то же время реализм Бальзака своими акцентами существенно отличается от реализма Стендаля. Если Бальзак, как «секретарь французского общества», «в первую очередь живописует его обычаи, нравы и законы, не чураясь психологизма, то Стендаль, как «наблюдатель человеческих характеров», в первую очередь — психолог.
Стержнем композиции романов Стендаля неизменно является история одной личности, отсюда берет начало излюбленное им «мемуарно-биографическое» развертывание повествования. В романах Бальзака, особенно позднего периода, композиция «событийна», в ее основе всегда лежит случай, который и объединяет всех героев, вовлекая их в сложный круговорот действий, так или иначе связанных с этим случаем. Поэтому Бальзак-повествователь охватывает мысленным взором огромные пространства общественной и нравственной жизни своих героев, докапываясь до исторической правды своего века, до тех социальных условий, которые и формируют характеры его героев.
Наиболее наглядно своеобразие реализма Бальзака проявилось в романе писателя «Отец Горио» и в повести «Гобсек», связанной с романом некоторыми общими героями.