Неоднозначность образа Гобсека в одноименной повести Оноре Бальзака

Повесть «Гобсек» занимает особенное место среди других произведений Оноре Бальзака первой половины 30-х годов. Это одно из самых выдающихся произведений писателя.
Центральный образ произведения — процентщик Гобсек. Биография Гобсека, какую Бальзак вводит в рассказ, раскрывает жизненную основу его философии. Философия Гобсека — своеобразный итог его личного жизненного пути. Он был моряком, морским торговцем, объехал весь мир, видел далекие и экзотичные страны. Его развитое сознание, не свойственное ему с детства, объясняется

тем, как много он видел в течение своей жизни. Он прошел через все, чтобы накопить свое богатство: имел связь с корсарами, был причастен к американской войне за независимость, страдал от голода, прошел через смертельную опасность, несколько раз терял и снова добывал богатство.
Возможно, потому сначала Бальзак и назвал свою повесть «Опасности безпутства». Именно под таким названием повесть полностью вышла в апреле 1930 года в первом томе «Сцен частной жизни». Первая глава ее была выдана несколько раньше, в феврале 1930 года, под названием «Процентщик». Изменялись названия, но характер бальзаковского персонажа
остался неизменным.
«Папаша Гобсек насквозь проникнут одним принципом, который руководит всеми его поступками. По этому принципу, деньги — это товар, что его можно со спокойной совестью продавать дорого или дешево, в зависимости от обстоятельств. Капиталист, на его взгляд, — это человек, который принимает участие в прибыльных делах и спекуляциях, требуя большие проценты за свои деньги. И если оставить в стороне его финансовые принципы и философские взгляды на природу человеческую, что ими он обосновывает свое ростовщическое поведение, я глубоко убежден, что вне этих дел он самый деликатный и самый честный человек во всем Париже».
Мировосприятие Гобсека формировалось под воздействием реальной жизни. Его высказывания говорят о глубине этого мировосприятия и подтверждают, что его интеллект значительно превосходит аристократию.
Освещая отсталость дворянства, его ограниченность, Бальзак показывает Гобсека, который держит в своей памяти целые континенты. Он понял и основы современного ему общественного строя, утверждая, что везде идет борьба между бедняками и богачами. Но двадцатилетние скитания по миру сделали его безразличным ко всему, кроме золота. Он разочаровался в моральных ценностях. Поэтому Габсек бездушный. Он уверен, что из «всех земных благ» лишь одно достаточно надежно — золото. А из всех человеческих чувств он признает лишь инстинкт самосохранения. Из скептицизма вырос социально-политический нигилизм, потому что Гобсек осуждает всех тех, кто печется за своими близкими. Он видит смысл лишь в борьбе бедняков и богачей, уверенный, что эта борьба бесконечна, и потому считает, что лучше быть эксплуататором, чем эксплуатируемым. Язык Гобсека подчеркивает бедность его философии относительно собственного достоинства, ведь человек, способный лишь на унизительные чувства, не способен даже на самоуважение, не говоря уже об уважении со стороны других людей.
Грустный и конец Гобсека. Рассказ завершается описанием его ужасного амбара и страшной смерти Гобсека. Его страсть к деньгам, его скупость, стремления к наживе привели к патологической мании все присваивать. Многолетняя активность в обогащении оказалась бесплодной, ведь оставить накопленное оказалось некому. Даже хорошее упоминание о себе он не оставил. Все человеческое в его натуре вытеснила жажда к обогащению. Ведь в течение целой жизни он брал взятки и разрабатывал новые финансовые аферы. «Гобсек был ненасытным удавом этого большого предприятия. Каждое утро он получал свою дань и осматривал ее.
Гобсек принимал все, начиная от корзины с провизией от какого-либо бедняка и кончая пачками свеч от людей скупых, брал посуду от богачей и золотые табакерки от спекулянтов. Никто не знал, куда делись все эти подарки. Все приносили к нему, но ничего оттуда не выносили».
Только после смерти процентщика это станет понятным. Не понятно лишь то, чем руководствовался человек, накапливая такое богатство.
Поистине такую жизнь и можно назвать еще одной человеческой комедией, о которой рассказал Оноре Бальзак на страницах своих произведений. Следовательно, повесть «Гобсек» хотя и является отдельным законченным произведением, однако связанная с другими повестями и романами писателя, которые вошли уже в первое издание «Человеческой комедии». Связанна тем, что имена персонажей встречаются в других произведениях, и тем, что сюжетно перекликается с романом «Отец Горио».
По-видимому, и не может быть иначе, ведь каждая человеческая жизнь имеет множество незримых ниточек, которые связывают его с жизнью других людей и жизнью целого общества.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Неоднозначность образа Гобсека в одноименной повести Оноре Бальзака