Оноре де Бальзак (1799-1850г. г.)
Бальзак был сыном мелкого буржуа, внуком крестьянина, он не получил того воспитания и образования, которое предоставляют своим детям дворяне (частица де была им присвоена). Он из тех молодых, трудолюбивых людей, которых в России называли разночинцами. Из тех, кого не учили гувернеры, но они с одержимостью и страстью, просиживали ночи над учебниками, расплачиваясь за успехи, единственным своим капиталом — здоровьем. Бальзак был послан отцом в Париж изучать право.
Он получил юридическое образование, но судебной карьеры не сделал. Его многотомное
В своем романе «Гобсек» Бальзак показывает главного героя, личностью незаурядной, наделенной таинственным прошлым. В 10-тилетнем возрасте Гобсек убежал из дома юнгой, и плавал около 20 лет. В молодости был связан со знаменитыми корсарами, принимал участие в войне за независимость США. Такая судьба напоминает о странствиях романтических героев, но Гобсек не романтик, у него одна страсть к деньгам, которая погасила все его желания. Бальзак называет его «человек-вексель», «человек-автомат», у него своя философия. Умный и проницательный Гобсек, по-своему даже честный, видит людей насквозь с их пороками, но Гобсек не противостоит злу, он сам источник зла, разрушение жизни, у него в руках деньги, он повелевает людьми тем полнее, чем больше растлены души его жертв жаждой наслаждения, роскоши, тщеславия. Он очень ярко описывает Максима де Трая, белокурого, холеного красавца, аристократа, беспринципного, эгоистичного, живущего за счет женщин. Повествование в романе ведется от лица адвоката Дервиля, не богатого и не знатного, но честного и порядочного молодого человека, который был знаком с Гобсеком и рассказывает о его жизни и жизни тех людей, которые пересекались с ним. Гобсек действительно безумная машина, но его не трогают не слезы, ни рыдания, свой отказ помочь он мотивирует тем, что люди должны твердо стоять на ногах и жить по своим средствам. Он призирает изнеженных аристократов, способных только тратить богатое наследство и с уважением относится к людям, которые зарабатывают на жизнь честным трудом.
В произведении «Отец Горео» действие происходит в Париже в пансионате вдовы мадам Воке. В произведении действуют те же персонажи, что и в Гобсеке, но добавляются и новые лица. Пансионат вдовы Воке — это место, где проживают люди с невысоким достатком, люди разных социальных слоев: торговцы, чиновники, студенты и бывший каторжник. Все в этом доме говорит о бедности: и старая мебель с потертыми коврами выщербленные тарелки и камин, где из-за экономии не разводят огонь. В качестве сравнения или сопоставление дается описание великосветского салона Виконтессы де Бошан, там собирались сливки общества, но и обитатели пансионата Воке и посетители великосветского салона живут по одним и тем же волчьим законам: побеждает тот, у кого есть деньги, кто беспринципен и не гнушается никаких средствами ради достижения своей заветной цели — разбогатеть.
Очень ярко изображен в романе образ студента Растиньяка, этот молодой человек приехал из провинции учиться в Парижском университете, сделать карьеру и добиться богатства. Ростиньяк благодаря родственным связям с Виконтессой был вхож в ее дом. Горео бывший владелец макаронных фабрик, также бывал на светских раутах в салоне у Виконтессы, благодаря удачным замужествам своих дочерей, одну он выдал за банкира Нюсенжена, а второю за графа де Ресто. Он разделил свое богатство между двумя дочерями и подобно Шекспировскому «королю Лир» слишком поздно открыл для себя истину — дочери не любят его, им нужны только деньги, он умирает в одиночестве, и даже похоронить его не пришли его родные («Деньги дают все, даже дочерей»). И для Растиньяка деньги оказались важнее всего, (писал своей матери — «жизнь в Париже — это битва и оружие в ней — золото»). Бывший каторжник Вотрен циник, растлевающий душу Растиньяка. Все обитатели пансионата Воке очень колоритны, и каждый получает по заслугам.
«Евгения Гранде»
Действие происходит в провинции, в небольшом городе Сомюре. Евгения Гранде, молодая женщина, живущая в доме своего отца, богатого буржуа — виноградаря. Ее отец — настоящий финансовый гений. Он приумножил свое богатство, но человеческие свойства его души оставляют желать лучшего. Он неимоверно скуп. Когда к нему приезжает его племенник Шарль с известием о смерти его брата, он сокрушается о тех расходах, которые ему предстоят: траурные платья для родных и еда для Шарля. В скоре Шарль уезжает в Индию на поиски легкой судьбы (богатства), а Евгения, которая искренне полюбила Шарля, семь лет, верно, его ждала. Образ Евгении Гранде — это самый светлый образ Бальзака. Эта девушка, хоть и выросшая в доме отца, совершенно не алчная, не корыстолюбивая. Пред отъездом она отдала Шарлю все свои сбережения: («Деньги — только средство, вот и все!»), ее первая любовь, так и оказалась единственной, но Шарль обманул ее, он приехал и женился на другой богатой наследнице, а сожаление он испытывает, лишь тогда, когда узнает, что Евгения получила наследство гораздо больше, чем его жена. Евгения посвятила свою жизнь помощи беднякам. Его гениальность именно в том, что он создал именно социальные типы (у каждого из них есть свои страсть, у Гобсека страсть к накопительству, сделавшая его маньяком, у Горео отцовская любовь, у Растиньяка честолюбие, а у Евгении Гранде благородство натуры). Многие из персонажей переходящие из одного романа в другой не остаются не измененными. Путь к достижению желаний основывается на трезвом знании жизни, горьком разочаровании, расплаты за полученное богатство душевным покоем.
«Хроника царствования Карла IX » — Проспер Мериме
Сюжет романа взят из эпохи религиозных войн, борьбы католиков с гугенотами в XVI в. В центре романа, события 24 августа 1572 года. Кульминационный момент развития этого романа «Варфоломеевская ночь», страшная резня гугенотов учиненная католиками. «Хроника царствования Карла IX » одно из наиболее глубоких проявлений убежденного антикатолизма Мериме. Главные действующие лица: один Бернар — гугенот и Жорж — католик, они любят друг — друга, но в итоге брат убивает брата.