Реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака

Но не случайно говорят: реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака. Мудрым есть тот, кто оценивает человека не согласно его политическим взглядам, а согласно его моральным качествам. И в произведениях Бальзака, благодаря старанию объективного изображения жизни, мы видим честных республиканцев — Мишеля Кретьена («Утраченные иллюзии»), Низрона («Крестьяне»). Тем не менее, главным объектом изучения творчества Бальзака являются не они, а главнейшая сила сегодняшнего времени — буржуа, те самые «ангелы денег», которые приобрели

значение главной движущей силы прогресса и обычаи которых разоблачал Бальзак, разоблачал детально и не суетливо, на подобие биолога, который исследует повадки определенного подвида животных. «В коммерции месье Гранд был похож на тигра или на боа: он умел залечь, обратиться в клубок, долго присматриваться к своей добыче, а потом броситься на нее; разевая ловушку своего кошелька, он глотал очередную судьбу и снова укладывался, как удав, который переваривает пищу; все это делал он спокойно, холодно, методически».
Увеличение капитала выглядит в характере Гранд чем-то наподобие инстинкта: перед смертью он «страшным
движением» хватает золотой крест священника, который склонился над бессознательным человеком.
Другой «рыцарь денег» — Гобсек — приобретает значение единого бога, в который верит современный мир. Выражение «деньги правят миром» ярко реализуется в повести «Гобсек» (1835 ). Маленький, неприметный, на первый взгляд, человек, держит в своих руках весь Париж. Гобсек наказывает и поощряет, хотя он по-своему справедливый: может жестоко подвергнуть наказанию, того, кто пренебрегает благочестием и через это влезает в долги (графиня де Ресто), а может и отнестись благосклонно, как, например, к белошвейке по прозвищу Огонек.
Люди уничтожили старого Бога, который руководил феодальным миром и назначал королей, и создали нового бога, Идола Денег, от лица которого правят миром Гобсек, Гранд, и выдающийся преступник, «Наполеон каторги», Жак Коллен (он же — Вотрен, он же — испанский аббат Карлос Эррера). Жак Коллен под разными именами действует в романах «Отец Горио» ( 1834-1835), «Утраченные иллюзии» ( 1837-1843), «Блеск и бедность куртизанок» ( 1838-1847), в пьесе «Вотрен». Коллен — характер титанический. Его якобы вытесали из целой скальной плиты. И результаты его деятельности тоже являются титаническими: он уничтожает вокруг себя все проявления нравственности и превращает души людей в пустыни.
Бальзак любил повторять: «Самим историком должно быть французское общество. Мне остается лишь служить его секретарем.». Эти слова указывают на материал, на объект изучения творчества Бальзака, но замалчивают средства его обработки, которые «секретарскими» нельзя назвать. С одной стороны Бальзак опирался в ходе создания образов на то, что видел в реальной жизни (имена практически всех героев его произведений можно найти в газетах того времени), но на основе материала жизни он выводил определенные законы, по которым существовало (да и, к сожалению, существует общество). Он делал это не как ученый, а как художник. Поэтому такое значение приобретает в его творчестве прием типизации (от греческого typos — отражение). Типичный образ имеет конкретное оформление (внешность, характер, судьба), но одновременно он воплощает определенную тенденцию, которая существует в обществе на определенном историческом отрезке.
Бальзак создавал типичные образы по-разному. Он мог быть нацеленным только на типичность, как например, в «Монографии о Рантье», а

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака