Драйзер и Бальзак литературные параллели

Значение “Финансиста”, как и всей “Трилогии желания”, выходит за рамки американской литературы. Финансист Каупервуд стал достоянием мировой литературы, подобно банкиру Нусингену Бальзака. Несомненно, работая над “Финансистом”, Драйзер опирался не только на опыт американской литературы. В заключительной главе книги писатель апеллирует к образам Шекспира – Макбету и Макдуффу, и, конечно, не случайно в “Трилогии желания” ощутимее близость Драйзера к другому классику мировой литературы – к Бальзаку.
Драйзер познакомился с его книгами в 1893 году в Питтсбурге, где ему в руки попал роман “Шагреневая кожа”. Прочитав вслед за этим “Отца Горио”, “Кузена Понса”, “Кузину Бетту” и другие; произведения Бальзака, Драйзер был потрясен его мастерством, оно казалось ему магическим. Писателя поразила и увлекла глубина взгляда Бальзака на жизнь. “Я стал видеть мир, в котором находился, в новом наиболее драматическом свете,- писал впоследствии Драйзер. – Питтсбург – не Париж, Америка – не Франция, но по правде и они кое-что из себя представляли, а у Питтсбурга были хотя бы некоторые аспекты, которые так или иначе напоминали Париж. Эти очаровательные реки, эти многочисленные маленькие” мосты, резкие контрасты между восточными кварталами и заводскими районами, здешняя огромная промышленность, которая

имеет значение для всего мира, представлялись мне теперь более яркими, чем прежде. Я был в будничном, покрытом сажей и копотью и тем не менее ярком Париже. Тайфер, Нусинген, Валентин не отличались от некоторых здешних гигантских денежных магнатов с их свободой, роскошью, силой”.
Из многих сторон, привлекавших Драйзера в Бальзаке, особенно существенны для понимания развития творческого метода Драйзера были две – гуманизм автора “Человеческой комедии” и его умение видеть глубокие контрасты жизни буржуазного общества.
Бальзак изобразил вереницу капиталистических дельцов, банкиров, предпринимателей, среди которых нельзя найти ни одного привлекательного, честного, доброго человека. И вместе с тем Бальзак, осуждая их, не может скрыть своего восхищения ими, восторгается мощным проявлением энергии, воли, ума, страсти у этих преступников. “В сущности говоря, образы Бальзака – это цветы зла”, отмечал русский исследователь творчества Бальзака В. Р. Гриб. Главный эффект “Человеческой комедии” состоит в удивлении перед контрастами парижской жизни, перед моральными чудовищами, которые шевелятся на дне большого города. Поэзия Бальзака – это поэзия отрицательных величин”. И Драйзер в “Трилогии желания” предстает в определенной степени поэтом отрицательных величин. Следуя традиции Бальзака в обличении мира капитала, Драйзер в “Финансисте” не во всем последователен, особенно когда, пытаясь осмыслить законы буржуазного мира, идет за позитивистом Спенсером. В главном же – в раскрытии механизма буржуазного общества, в обличении преступности капитализма – Драйзер остается верным последователем реалистических традиций Бальзака.
У Драйзера поэзия отрицательных величин приобретает новые качества – иную масштабность и связанный с ней оттенок ощущения трагизма не только по поводу утраты иллюзий, но и растраты на ложные и откровенно антигуманные цели незаурядных человеческих потенций. Нарисовав образ Каупервуда, Драйзер существенно расширил диапазон литературы США, введя в нее новый жизненный материал, и под новым углом зрения взглянув на проблемы сильных мира сего, на их место и роль в жизни американского общества. Образ Каупервуда стал в один ряд с образами французских дельцов, созданных Бальзаком, и английских, нарисованных Диккенсом. Драйзер одним из первых разрушил своеобразную “теорию исключительности”, которую исповедовали многие писатели США, не желавшие признавать у американских капиталистов тех пороков, котюрые они видели в европейских буржуа. Для него капитал ИСТИ ческая Америка перестала быть Новым Светом. Отказ от героиза ции Америки и американского, который присутствовал и в “Сестре Керри”, и в “Дженни Герхардт” и особенно осязаемо проявился в “Финансисте”, сближал Драйзера с корифеями критического реал из ма в европейских странах – с Бальзаком и Толстым, Диккенсом и Тургеневым. Не случайно и литературная слава пришла, как из честно, к Драйзеру сначала не в Америке, а в Европе.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Каковы основные мотивы лирики лермонтова.
Сейчас вы читаете: Драйзер и Бальзак литературные параллели