Проблема жизненных ценностей в произведении О Бальзака «Гобсек»

Тяжелая тема. Как определить, где ценности выдуманные, где ценности настоящие? Что имеем в виду? Скажем, золото — мысленная или настоящая ценность? Говорю о золоте, так как главный герой — ростовщик. Золото — ценность выдуманная, так как оно абсолютно не нужно человеку: его нельзя есть, оно не пригодно для изготовления топора или мотыги. Один философ, который ныне не в моде, предлагал из него делать унитазы. И хотя философ не в моде, делать эту полезную вещь из золота уже начали. Тем не менее — попробуйте без золота или его бумажных суррогатов

прожить в мире. Деньги тоже не будешь есть, но и без них не будешь сытый. Итак, золото — это выдуманная или настоящая жизненная ценность?
Очевидно, имелось в виду, что я сразу буду говорить о возвышенных человеческих качествах. Например, верность и признательность. Но читаю о жизни графини де Ресто. Она предала мужа с Максимом, который ни кто иной, как альфонс. Ради этого подонка, она сделала почти нищим виконта де Ресто. В другой части «Человеческой комедии» мы узнаем, что она оставила на произвол судьбы старого отца, как только он отдал свое имущество дочуркам-наследницам. Давайте, в конце концов, решим, супружеская
верность — настоящая ценность или нет? Добавим туда же материнские чувства. и дочерние!
И возвратимся к размышлениям о золоте, или деньгам. Вся история, изложенная в повести Бальзака, — это история поисков денег, их значение в жизни людей. По отношению к деньгам можно оценивать персонажей. Гобсек, например, ни кто иной, как жрец древнего языческого культа. Ему не нужны ни золотое одеяние, ни золотая тиара — у него и так до сих пор никем не превзойденная сила Золотого Теленка, он лишь раздает и собирает золото, которое накапливается у него тем больше, чем больше он его раздает. Клиентура Гобсека (а это, так сказать, свет Франции) является лишь баранами в жертвеннике, которые будут заколоты, когда последний клок золотой руды будет срезан с них ловкими руками Великого Жреца.
Тем не менее, все они молятся золоту, делая из него самую большую ценность, общий эквивалент всего, что только есть в их жизни. Рассказчик в повести — адвокат Дервиль. Хорошо сделал автор, что перевел ответственность за оценивание ситуации на героя. Если что не так, то о нем — пусть волк траву ест. Но.Имея дело с деньгами и ростовщиком, адвокат не может поверить, что все в мире упирается в деньги. Есть что-то такое, чего не купишь за золото или серебро. Профессиональная добросовестность Дервиля вне сомнений, люди радушно доверяют ему свои деньги и судьбы. Тем не менее. Смотря сейчас вокруг себя, я ставлю себе нехороший вопрос: может, золоту просто еще не дали настоящей цены? Правда, есть особые чувства, которые тяжело оценить деньгами. Например, любовь Фанни к Дервилю. Мы видим, как Анастази, влезая в новый долг, покупает себе еще немного любви Максима де Трая. Итак, купить можно? И дело только в цене?
Или автор умышленно ставит нас в ситуации, когда мы сами для себя должны решить, чего в своей жизни мы не продадим? Есть ли что-то такое, чего мы не продали бы за стеклянное ожерелье, как индейцы продали остров Манхеттен?
Романы и повести Бальзака охватывают все разнообразие тогдашней французской жизни. Выдуманные Бальзаком персонажи, ситуации, события оказывают впечатление чрезвычайно убедительной картины. Повесть «Гобсек» он посвятил барону Баршу де Пеноэн, своему давнему товарищу. Бальзак неслучайно писал о том, что «общество — настоящий историк, а он, писатель, только его секретарь». Историю Гобсека рассказывает адвокат Дервиль. В центре повести — необыкновенный образ, представитель французской буржуазии, ростовщик Гобсек. Писатель описывает своего героя так: «Волосы у ростовщика были совсем прямые, всегда опрятно причесанные, с сильной сединой. Глазки, желтые, как у куницы, были почти без ресниц и боялись света. Острый нос, на кончике отмеченный оспой, вскидывался как буравчик, а губы были тонкие. Разговаривал он всегда тихим, кротким голосом и никогда не сердился».
Гобсек — жестокий капиталист. Имея миллионы, Гобсек живет в заброшенной комнате. Он безжалостно эксплуатирует клиентов. Гобсек, как тот паук, заманивает людей к себе, а потом забирает у них все имущество. Жертвам потом тяжело выкупить свои вещи. Гобсек старый, но на всем экономит. После смерти Гобсека осталось много денег, испорченных продуктов и других ценностей. Комната была захламлена мебелью, серебряными изделиями, лампами, картинами, вазами, книгами, гравюрами. Серебро Гобсек не продал, так как отказался взять на себя затраты, связанные с доставкой. Он «впал в детство и показывал то непостижимое упорство, которое развивается у старых людей, одержимых сильной страстью, которая переживает их ум».
За всю жизнь Гобсек так и не воспользовался накопленным богатством. Из-за таких, как Гобсек, ломаются судьбы многих людей. Эта повесть учит тому, что деньги — это не главное. Наибольшая ценность — твое доброе сердце.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Проблема жизненных ценностей в произведении О Бальзака «Гобсек»