Природа это чудесный и необъятный храм

Как и в реальной действительности, поэтическом мире Есенина время и пространство связаны с движением ( восход поливает красной водой капустные грядки, болото курит облаком, ветер пляшет, мрак синим лебедем выплыл из рощи ). Есенинская метафора бывает и именной и глагольной, каждая из которых в свою очередь подразделяется на не олицетворяющуюся и олицетворяющуюся.
Именная не олицетворяющая: «снег черемухи» — цветы и олицетворяющая: «желтый лик» — диск месяца, глагольная не олицетворяющая: «сокроюсь могилой» — умру и

олицетворяющая: «колокола заплакали» — зазвонили. Таким образом, существительное является основой есенинской метафоры, а олицетворения и сравнения «держатся» на глаголе. Есенинское олицетворение наряду с общими для метафоры и сравнения формами ( глагольная: «прибрела весна»; именная: «подол вечера»; эпитетная; «сонная тишина» ) имеет и свои специфические. Например, эпитет иногда выступает в форме наречия («Плывет задумчиво луна») или краткого прилагательного («Осенний день пуглив и дик»). Есенинская метафоричность становится более «скрытой». Самые, казалось бы, простые слова ( снег,
цветение, голубой, песни и т. д. ) метафоризуются и даже символизуются, неся в себе дополнительный художественный смысл, полученный в контексте есенинского творчества.
В стихотворении «Поет зима — аукает.» умело и со вкусом использованы антропоморфные метафоры и сравнения. Зима «аукает» и «поет», «баюкает» мохнатый лес, «метелица ковром шелковым стелится», а вьюга ревет и злится.
— Дремлет лес под сказку сна.
— Поет зима — аукает,
— Мохнатый лес баюкает.
— А по двору метелица
— Ковром шелковым стелится.
— Улыбнулись сонные березки,
— Растрепали шелковые косы.
В ранних стихах Есенина есть немало привычных слуху метафор, созвучий и других элементов поэтического орнамента, а вместе с тем порой удачно найденные слова, аллитерации придают простому сопоставлению, образу какую — то первозданность. Например:
— Сонный сторож стучит
— Мертвой колотушкой.
В сочетании эти эпитеты усиливают и создают эффект деревенской умиротворенной тишины. В стихотворении «Микола» интонация «сказочно — волшебная». Создавая свой сказочный мир, поэт находит новые метафоры и эпитеты.
— Кружевом лес украшен,
— Ели словно купина,
— По лощинам черных пашен —
— Пряжа выснежного льна.
— Злые скорби, злое горе
— Даль холодная впила;
— Загораются, как зори,- В синем небе купола.
— Под березкою — невестой,
— За сухим посошняком,
— Утирается берестой,
— Словно мягким рушником.
Былинную тональность «Песни о Евпатии Коловрате» усиливают метафоры, для которых материалом служит не только земная природа, но и тела «небесные»: звезды — ласточки загадывают «думу — полымя», называя месяц «желтым ягнищем», советуют ему не «бодаться» с тучами. А сам месяц находится на «привязи» и на землю «кровью кашляет», видя, как татары льют реки крови.
— Как взглянули звезды — ласточки,
— Загадали думу — полымя:
— Чтой — то Русь захолынулася,
— Аль не слышит лязгу бранного?
— Щебетнули звезды месяцу:
— «Ой ты, желтое ягнятище!
— Ты не лени траву небесную,
— Перестань бодаться с тучами».
— Как взглянул тут меся с привязи,
— А ин жвачка зубы вытерпла,
— Поперхнулся с перепужины
— И на землю кровью кашлянул.
Для поэта природа — это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно. Любовь к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пение птиц. Уже в самых ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком. Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Есенина.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Природа это чудесный и необъятный храм