Проба “научного” романа в творчестве Золя

В те же месяцы 1867 г., когда Золя приходилось из номера в номер снабжать провинциальный листок “Мессаже де Прованс” главами романа-фельетона “Марсельские тайны”, он с громадным увлечением самозабвенно трудился над своим новым произведением – “Тереза Ракен”. Отношение к романам, которые писались параллельно, у Золя было совершенно различным. Он так вспоминает об этом в 1883 г.: “Итак, девять месяцев кряду я дважды в неделю печатал в газете свой роман-фельетон и одновременно писал “Терезу Ракен”. если в иное утро я целых четыре часа бился над двумя страничками этого романа, то после полудня мне за какой-нибудь час удавалось накатать семь, а то и восемь страниц “Марсельских тайн”.
А в феврале 1867 г. Золя предлагал Арсену Уссе – владельцу журналов “Артист” и “Ревю дю XIX сьекль” – свой будущий роман в следующих выражениях: “Я давно уже ищу какой-нибудь сборник, для которого можно было бы написать произведение, где я полностью излил бы себя. Фельетон в ежедневных газетах, который все время приходится прерывать. мне не подходит. Я предлагаю Вам роман в шести частях. Я хочу попытаться написать это произведение, вложить в него всю душу и сердце, сделать его живым и захватывающим. Хотите помочь мне произвести его на свет? По-моему, Вы
В 1867 г. Золя вместе со своим школьным товарищем Мариу-сом Ру, теперь журналистом, переделал роман в пьесу, желая поставить ее в марсельском театре Жимназ. Пьеса выдержала только четыре представления. Неуспех, судя по впечатлениям самого Золя, объяснялся ее драматической несостоятельностью. Пьеса никогда не была напечатана.
Роман под первоначальным названием “Брак по любви” в течение августа- сентября-октября 1867 г. печатался в “Артисте”. Первое отдельное издание романа под тем же заголовком вышло у Лакруа 7 декабря того же года. Причем автор проявил чрезвычайную принципиальность, соглашаясь на любые купюры, но не допуская ни малейших изменений текста, “ни одного слова чужой прозы”. Еще больше мужества и твердости выказал Золя в защите следующего своего романа- “Мадлена Фера” (1868). Он пе только категорически отказался внести в него какие бы то ни было изменения, но ввиду вмешательства прокурорского надзора выступил на страницах республиканской газеты (29.Х1 1868) с резкой критикой предварительной цензуры.
Это объяснялось тем, что “Тереза Ракен” и “Мадлена Фера” были первыми художественными произведениями Золя, которые наконец, как он считал, полностью отвечали его эстетическим взглядам. Действительно, эти романы, несмотря на свойственные им серьезные недостатки, в отличие от других ранних вещей Золя, уже представляли собой некое оригинальное идейно-стилевое единство.
Сюжет здесь построен на традиционном литературном “треугольнике” (муж-жена-любовник) и пользовавшейся со времен процесса “Мадам Бовари” опасной популярностью теме буржуазного адюльтера.
Появление в “Эвенман” фельетона “Стыд” (под этим названием впервые печаталась “Мадлена Фера”) вызвало не только новый взрыв возмущения, но и, как сказано выше, вмешательство прокурора. Однако принципиальность молодого романиста-новатора и основные качества его прозы невольно вызывали уважение. Большинство рецензентов, включая и свирепого Феррагюса, вынуждены были причислить “научные” романы Золя к современной большой литературе и реалистическому течению в ней. Золя сравнивали теперь не только с модными в то время Фейдо и Кларети, но даже с Флобером и Гонкурами. Ругая, все же называли “грибом, выросшим из грязи Бальзака”. Это вновь завоеванное литературное положение молодого автора подтверждалось мнением двух маститых критиков позитивистической школы.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Психолого-педагогическая характеристика класса.
Сейчас вы читаете: Проба “научного” романа в творчестве Золя