Натуралистические элементы в прозе Мопассана и Эмиля Золя
Величайшим писателем натурализма и его ведущим теоретиком справедливо считается Эмиль Золя (1840-1902). Главное его произведение — двадцатитомный цикл романов «Ругон-Маккари» с выразительным подзаголовком «Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи», который формулирует генеральную концепцию замысла (о натурализме и творчестве Золя подробнее будет идти в отдельных разделах учебника). Особое место в тогдашней французской литературе занимает Ги де Мопассан (1850-1893) — один из известнейших писателей последней
Эстетичное мировоззрение и принципы поэтики произведений Мопассана вписываются в контекст натурализма. Так, писатель определял человека как существо, которое подчиняется прежде всего биологическим законам. Социальная сфера жизни, на его убеждение, является чем-то побочным и даже не идентичным человеческой природе. Мопассан признавал,
Отсюда, собственно, основная тема романов и многочисленных новелл Мопассана, в которых речь идет о силе «естественного нутра», власти грубых и эгоистических инстинктов и их носителей, которые уверенно и комфортно чувствуют в жизни. Завершенным олицетворением людей такого типа есть Жорж Дюруа — главный герой романа «Дорогой друг» — прохиндей и грубый самец, который, бесстыдно используя женщин, часто и грабя их, уверенно продвигается к богатству и вершинам власти. В то время люди духовного сана оказываются у Мопассана страдальцами. Отсюда и горечь и грусть, которыми определяется тональность многих его произведений, в частности романов «Жизнь», » Монт-Ориоль», многочисленных новелл, иногда целых сборников, а именно «Мисс Гарриет», «Иветта», «Маленькая Рок» и других.
Мопассан считал, что писатель, прежде всего должен «воссоздавать и объяснять природу средствами искусства», прежде всего человеческую природу. При этом он подчеркивал, что людей «нужно изображать такими, которыми они есть» и «интересоваться прежде всего побудительной причиной каждого поступка. и особенно понуждениями, присущий всем людям, их инстинктивными импульсами». Относительно этого, по мнению Мопассана, люди всех классов и прослоек одинаковы, представители высших классов отличаются лишь тем, что «настоящие причины своих поступков они умеют маскировать условностями, фальшивостью, лицемерием и обманом». Внимание художника было сконцентрировано на том, что свойственно человеческой природе в целом, но оказывается в разных формах, присущих определенным общественным слоям и индивидуумам. В этом и заключалась и «беспощадная, страшная и святая правда», говорить о которой людям Мопассан считал первейшей обязанностью писателя.