Стихи Ф. И. Тютчева о природе
Природа — основная тема его творчества. Идея одушевленности природы, вера в ее таинственную жизнь. Поэтому Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в беспрерывной смене дня и ночи. Это не столько пейзажи, а космос. Некрасов: «живое, грациозное, пластически верное изображение природы». Основной прием — олицетворение.
«Весенние воды» — поэтическое описание пробуждения природы. Явления природы одушевляются, обретая голос:
Они гласят во все концы:
Передается молодое, веселое чувство весны.
Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. «Осенний вечер»: картина вечерних сумерек.
«Люблю грозу.»: когда весенний первый гром.
Часто в его стихах мы находим параллели жизни природы и жизни человеческой души. «О чем ты воешь, ветр ночной?.», «Тени сизые сместились».
Важнейшая тема для Тютчева — хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее —
Приемы аллитерации.
Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души.
Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!
О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.
О! бурь заснувших не буди — Под ними хаос шевелится.
А. Фет.
В лирике шел от человека, от природы, от чувства. Красота — единственная цель поэзии.
Особая роль мелодической организации стиха: использование аллитераций, ритмических рисунков.
«Шепот, робкое дыханье.»
Природа, любовь. Безглагольность. Свидание в саду. Таинственный полумрак. «Музыка любви». Импрессионизм. Он изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика составляют у Фета одно целое. «Шепот, робкое дыханье, трели соловья».
Ключевые образы его лирики — «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода, новой жизни — высшее выражение душевного подъема.