Философские мотивы в лирике Тютчева (на примере стихотворения “Silentium!”)

Будучи современником Пушкина, Ф. И. Тютчев, тем не менее, был идейно связан с другим поколением – поколением “любомудров”, которое стремилось не столько активно вмешаться в жизнь, сколько осмыслить ее. Эта склонность к познанию окружающего мира и самопознанию привела Тютчева к совершенно оригинальной философской и поэтической концепции. Творчество Тютчева во многом носит философский характер. Поэт считал, что весь мир заключает в себе какую-то истину, которую человеку определить очень сложно. По мнению Тютчева, слова не могут в полной

мере показать и рассказать тайны вселенной, мироздания. Но, несмотря на это, мир людей и мир природы тесно переплетены и являют собой одно целое. Природа очеловечивается поэтом:
– Не то, что мните вы, природа
– Не слепок, не бездумный лик:
– В ней дума, в ней есть свобода,
– В ней любовь, в ней есть язык.
Для мировосприятия Тютчева также характерно восприятие мира как двойственной субстанции. Идеальное и демоническое – вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Так, например, в стихотворении
“День и ночь” два этих состояния природы противопоставляются друг другу:
– Дей – сей блистательный покров
– День – земнородных оживленье,
– Души болящей исцеленье,
– Друг человека и богов.
День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Совсем иной характер носит ночь:
– И бездна нам обнажена,
– С своими страхами и мглами,
– И нет преград меж ней и нами:
– Вот отчего нам ночь страшна.
Две этих стихии космоса поэт именует “хаосом”. Вся жизнь, все существование основано на борении светлого начала и темного, но одержать победу в таком противостоянии просто невозможно. В этом самая главная жизненная истина. Однако подобная борьба происходит не только в природе, в космосе, но и в душе самого человека. Он, “как сирота бездомный”, находится на перепутье и стремится к истине, существующей как и в светлом, так и в темном начале. Таким образом, философия Тютчева тесно связана с “глобальным”, поэт не видит существования обычного, конкретного без большого и великого. В философской лирике Тютчева, “самой ночной души русской поэзии”, открывается вся прелесть окружающего мира как божественного космоса.
Лирику Тютчева тематически можно представить как философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Однако эти темы очень тесно переплетаются в каждом стихотворении, где страстное чувство рождает глубокую философскую мысль о бытии природы и вселенной, о связи человеческого существования с вселенской жизнью, о любви, жизни и смерти, о человеческой судьбе и исторических судьбах России.
Для мировосприятия Тютчева характерно восприятие мира как двойственной субстанции. Идеальное и демоническое – вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Так, например, в стихотворении “День и ночь” два этих состояния природы противопоставляются друг другу:
– День – сей блистательный покров
– День – земнородных оживленье,
– Души болящей исцеленье,
– Друг человека и богов.
День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Но он – лишь иллюзия, призрачный покров, накинутый над бездной. Совсем иной характер носит ночь:
– И бездна нам обнажена,
– С своими страхами и мглами,
– И нет преград меж ней и нами:
– Вот отчего нам ночь страшна.
С образом ночи неразрывно связан образ бездны; эта бездна – тот первозданный хаос, из которого все пришло и в который все уйдет. Он манит и пугает одновременно. Ночь оставляет человека наедине не только с космическим мраком, но и наедине с самим собой. Ночной мир представляется Тютчеву истинным, ибо истинный мир, по его мнению, непостижим, и именно ночь позволяет человеку прикоснуться к тайнам мироздания и собственной души. День потому и дорог человеческому сердцу, что он прост и понятен. Ночь порождает чувство одиночества, затерянности в пространстве, беспомощности перед неведомыми силами. Именно таково, по мысли Тютчева, истинное положение человека в этом мире. Может быть, поэтому он и называет ночь “святой”. Четверостишие “Последний катаклизм” пророчит последний час природы в грандиозных образах, возвещающих конец старого мироустраойства:
– Когда пробьет последний час природы,
– Состав частей разрушится земных:
– Все зримое опять покроют воды,
– И Божий лик изобразится в них.
Поэзия Тютчева показывает, что новое общество так и не вышло из состояния “хаоса”. Современный человек не выполнил своей миссии перед миром, он не позволил миру вместе с ним взойти к красоте, к разуму. Поэтому у поэта много стихов, в которых человека как бы отзывают назад в стихию как несправившегося с собственной ролью.
Стихотворения “Silentium!” (Молчание) – жалоба по поводу той замкнутости, безвыходности, в которой пребывает наша душа:
– Молчи, скрывайся и таи
– И чувства и мечты свои.
– Истинная жизнь человека – жизнь его души:
– Лишь жить в себе самом умей –
– Есть целый мир в душе твоей
– Таинственно-волшебных дум.
Не случайно с внутренней жизнью связаны образы звездной ночи, чистых подземных ключей, а с жизнью внешней – образы дневных лучей и наружного шума. Мир человеческих чувств и мыслей – мир истинный, но непознаваемый. Стоит мысли облечься в словесную форму, как она мгновенно искажается: “Мысль изреченная есть ложь”.
Тютчев пытается рассматривать вещи в противоречии. В стихотворении “Близнецы” он пишет:
– Есть близнецы – для земнородных
– Два божества – то Смерть и Сон.
Близнецы у Тютчева не двойники, они не вторят друг другу, один – рода женского, другой – мужского, у каждого свое значение; они совпадают друг с другом, но они же и враждуют. Для Тютчева было естественным всюду находить полярные силы, единые и, однако же, двойственные, сообразные друг другу и обращенные друг против друга. “Природа”, “стихия”, “хаос”, с одной стороны, космос – с другой. Это едва ли не важнейшие их тех полярностей, которые отразил Тютчев в своей поэзии. Разъединяя их, он глубже проникает в единство природы, чтобы снова сблизить разделенное.




General characteristic of the verb.
Сейчас вы читаете: Философские мотивы в лирике Тютчева (на примере стихотворения “Silentium!”)