Философские мотивы в лирике Тютчева (на примере стихотворения «Silentium!»)
Будучи современником Пушкина, Ф. И. Тютчев, тем не менее, был идейно связан с другим поколением — поколением «любомудров», которое стремилось не столько активно вмешаться в жизнь, сколько осмыслить ее. Эта склонность к познанию окружающего мира и самопознанию привела Тютчева к совершенно оригинальной философской и поэтической концепции. Творчество Тютчева во многом носит философский характер. Поэт считал, что весь мир заключает в себе какую-то истину, которую человеку определить очень сложно. По мнению Тютчева, слова не могут в полной
— Не то, что мните вы, природа
— Не слепок, не бездумный лик:
— В ней дума, в ней есть свобода,
— В ней любовь, в ней есть язык.
Для мировосприятия Тютчева также характерно восприятие мира как двойственной субстанции. Идеальное и демоническое — вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Так, например, в стихотворении
— Дей — сей блистательный покров
— День — земнородных оживленье,
— Души болящей исцеленье,
— Друг человека и богов.
День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Совсем иной характер носит ночь:
— И бездна нам обнажена,
— С своими страхами и мглами,
— И нет преград меж ней и нами:
— Вот отчего нам ночь страшна.
Две этих стихии космоса поэт именует «хаосом». Вся жизнь, все существование основано на борении светлого начала и темного, но одержать победу в таком противостоянии просто невозможно. В этом самая главная жизненная истина. Однако подобная борьба происходит не только в природе, в космосе, но и в душе самого человека. Он, «как сирота бездомный», находится на перепутье и стремится к истине, существующей как и в светлом, так и в темном начале. Таким образом, философия Тютчева тесно связана с «глобальным», поэт не видит существования обычного, конкретного без большого и великого. В философской лирике Тютчева, «самой ночной души русской поэзии», открывается вся прелесть окружающего мира как божественного космоса.
Лирику Тютчева тематически можно представить как философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Однако эти темы очень тесно переплетаются в каждом стихотворении, где страстное чувство рождает глубокую философскую мысль о бытии природы и вселенной, о связи человеческого существования с вселенской жизнью, о любви, жизни и смерти, о человеческой судьбе и исторических судьбах России.
Для мировосприятия Тютчева характерно восприятие мира как двойственной субстанции. Идеальное и демоническое — вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Так, например, в стихотворении «День и ночь» два этих состояния природы противопоставляются друг другу:
— День — сей блистательный покров
— День — земнородных оживленье,
— Души болящей исцеленье,
— Друг человека и богов.
День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Но он — лишь иллюзия, призрачный покров, накинутый над бездной. Совсем иной характер носит ночь:
— И бездна нам обнажена,
— С своими страхами и мглами,
— И нет преград меж ней и нами:
— Вот отчего нам ночь страшна.
С образом ночи неразрывно связан образ бездны; эта бездна — тот первозданный хаос, из которого все пришло и в который все уйдет. Он манит и пугает одновременно. Ночь оставляет человека наедине не только с космическим мраком, но и наедине с самим собой. Ночной мир представляется Тютчеву истинным, ибо истинный мир, по его мнению, непостижим, и именно ночь позволяет человеку прикоснуться к тайнам мироздания и собственной души. День потому и дорог человеческому сердцу, что он прост и понятен. Ночь порождает чувство одиночества, затерянности в пространстве, беспомощности перед неведомыми силами. Именно таково, по мысли Тютчева, истинное положение человека в этом мире. Может быть, поэтому он и называет ночь «святой». Четверостишие «Последний катаклизм» пророчит последний час природы в грандиозных образах, возвещающих конец старого мироустраойства:
— Когда пробьет последний час природы,
— Состав частей разрушится земных:
— Все зримое опять покроют воды,
— И Божий лик изобразится в них.
Поэзия Тютчева показывает, что новое общество так и не вышло из состояния «хаоса». Современный человек не выполнил своей миссии перед миром, он не позволил миру вместе с ним взойти к красоте, к разуму. Поэтому у поэта много стихов, в которых человека как бы отзывают назад в стихию как несправившегося с собственной ролью.
Стихотворения «Silentium!» (Молчание) — жалоба по поводу той замкнутости, безвыходности, в которой пребывает наша душа:
— Молчи, скрывайся и таи
— И чувства и мечты свои.
— Истинная жизнь человека — жизнь его души:
— Лишь жить в себе самом умей —
— Есть целый мир в душе твоей
— Таинственно-волшебных дум.
Не случайно с внутренней жизнью связаны образы звездной ночи, чистых подземных ключей, а с жизнью внешней — образы дневных лучей и наружного шума. Мир человеческих чувств и мыслей — мир истинный, но непознаваемый. Стоит мысли облечься в словесную форму, как она мгновенно искажается: «Мысль изреченная есть ложь».
Тютчев пытается рассматривать вещи в противоречии. В стихотворении «Близнецы» он пишет:
— Есть близнецы — для земнородных
— Два божества — то Смерть и Сон.
Близнецы у Тютчева не двойники, они не вторят друг другу, один — рода женского, другой — мужского, у каждого свое значение; они совпадают друг с другом, но они же и враждуют. Для Тютчева было естественным всюду находить полярные силы, единые и, однако же, двойственные, сообразные друг другу и обращенные друг против друга. «Природа», «стихия», «хаос», с одной стороны, космос — с другой. Это едва ли не важнейшие их тех полярностей, которые отразил Тютчев в своей поэзии. Разъединяя их, он глубже проникает в единство природы, чтобы снова сблизить разделенное.