Характеристика художественного мира Ф. И. Тютчева
Сосредоточенность на сложных философских вопросах бытия, стремление «объять» поэтической мыслью космос и вечность;
Философская насыщенность пейзажных зарисовок; лейтмотивные образы космической бездны;
Повышенное внимание к критическим моментам жизни природы — бурям, грозам, ливням, катастрофам; прежде всего — к весенним пейзажам, в которых в полную силу проявляется состояние бурного обновления мира;
Изображение игры «роковых» сил природы и душевной жизни;
Воссоздание глубокой связи человека с «матерью-Землей»;
Поэтизация грозной красоты мироздания; присутствие в пейзажах античных первостихий воды, огня, воздуха и земли;сквозная антитеза дня и ночи, внутри которой день осмысляется как «златотканый покров», под которым «шевелится» «древний хаос», лежащий в основе мироздания, а ночь — как время, когда обнажается бездна хаоса;
Изображение трагического разрыва между человеком, ощущающим себя «мыслящим тростником», и равнодушной к нему природой;
Мощный пласт античной образности;
Намеренное уклонение от использования формы «я» и ее замена формами «ты» или «мы»;
Отчеканенность поэтического высказывания, наличие парадоксов и неожиданных финалов.