Глубина анализа душевных переживаний в лирике Тютчева

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) вошел в историю русской литературы как высоко одаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Он продолжал традиции Жуковского и немецкой романтической культуры, но развивал их на основе нового — не религиозного, а философско-идеалистического миропонимания, не связанного с образами и сюжетами христианской мифологии. Он отказался от лиро-эпического рода поэзии, у него нет мотивов фантастики, свойственных балладам Жуковского. Тютчев

всецело посвятил свою лирику философско-психологическим проблемам. Тютчевское понимание жизни вызывало настроения глубокого трагизма, ставшего основным мотивом творчества поэта. Вместе с тем лирика Тютчева полна романтической значительности, отличается глубиной анализа душевных переживаний и восприятия природы; в этом — сильная сторона его творчества. Поэзия Тютчева получила высокую оценку современников и сохранила идейно-эстетическое значение до нашего времени.
Первые, обладавшие творческой оригинальностью стихотворения, юноша Тютчев написал в начале 1820-х годов. В это время, будучи студентом словесного
отделения Московского университета, он входил в круг молодежи, отличавшейся философско-романтическими интересами. Его близким другом был тогда М. П. Погодин. Домашним учителем и литературным наставником поэта был С. Е. Раич, примыкавший сначала к Союзу Благоденствия, но постепенно отошедший от гражданских интересов. К 1822 г. вокруг Раича сложился литературный кружок, очень близкий по своим романтико-философским интересам московскому «Обществу любомудрия», возглавляемому В. Ф. Одоевским и Д. В. Веневитиновым. Участниками этого кружка были М. Погодин, С. Шевырев, А. Муравьев, Д. Ознобишин и другие.
Все это и определило своеобразную судьбу его творчества. Впервые Тютчев выступил в печати еще в 1819 г. со стихотворением «Послание Горация к Меценату». Но только через четыре года после отъезда за границу Тютчев стал присылать друзьям, на родину свои новые стихотворения. Они изредка появлялись в различных журналах и альманахах. Лишь в самом конце 1820-х годов такие публикации стали появляться чаще, и в разных номерах журнала Раича «Галатея» были напечатаны одно за другим 9 стихотворений. А потом за всю первую половину 1830-х годов в печати появилось лишь 5 стихотворений поэта. Заметный перелом наметился в 1836 г., когда через Вяземского и Жуковского с новыми стихами Тютчева познакомился Пушкин. Он ими восхищался и в 3-м и 4-м выпусках «Современника» напечатал 24 стихотворения под заглавием «Стихотворения, присланные из Германии», за подписью «Ф. Т.». Уже после смерти Пушкина, в 1837-1840 гг., четырнадцать стихотворений Тютчева появились на страницах «Современника», редактируемого Плетневым, но и они неизменно обозначались только инициалами. Таким образом, даже тогда, когда широкие круги русских читателей получили возможность лучше познакомиться с новым выдающимся поэтическим дарованием, они еще не знали, чьими произведениями восхищаются. Имя поэта, живущего за границей, пока оставалось почти неизвестным на родине. Даже ближайшим друзьям поэта не были известны тогда все его творения — около трети стихотворений Тютчева, написанных за границей, напечатаны были лишь после его смерти.
Осенью 1844 г. Тютчев возвратился в Россию, вскоре начал служить в Петербур

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Глубина анализа душевных переживаний в лирике Тютчева