Глубина анализа восприятия природы в лирике Тютчева

Восхищение прелестью природы, то в буйстве ее стихийных сил, то в ее увядании, выражается, естественно, в изображении природы, лирических “пейзажей”. В этом изображении поэт опирается обычно на традиционные приемы, первоначально возникшие еще в устном народном творчестве. Но эти приемы Тютчев применяет вполне оригинально, у него они лишены стилизации под народную поэзию.
Таков прежде всего прием олицетворения явлений природы. Олицетворения у Тютчева вытекают из особенностей идейного содержания его поэзии. Они выражают его идеалистическое мировосприятие, его искреннее и глубокое убеждение в том, что в природе есть “душа” и что ее видимый прекрасный облик, ее “гармония”, ее стихийные движения – все это проявления ее “души”. Иначе говоря, олицетворения не только средство выражения мысли, но и принцип образного мышления поэта.
Таково, например, стихотворение “Летний вечер”. Заключая в себе картину наступления вечера, оно заканчивается развернутым образом-олицетворением:
– И сладкий трепет, как струя,
– По жилам пробежал природы,
– Как бы горячих ног ее
– Коснулись ключевые воды
Таково же, в еще большей мере, стихотворение “Конь морской”, в котором стремительность движения морской волны, изображенной в ярких, впечатляющих деталях, олицетворяется отождествлением ее с живым существом – конем. Таково же стихотворение “Весенние воды”, чьи образы всецело построены на олицетворениях, и т. п. Такое же значение получает в лирике Тютчева и традиционный прием образного параллелизма. Все поэтическое мировосприятие поэта основано на сопоставлении жизни природы и жизни человека. Но если в своих философских раздумьях поэт противопоставляет вечную природу и бренную человеческую жизнь, то в своем психологическом восприятии он находит между ними много общего. Поэтому многие стихотворения Тютчева начинаются образами пейзажа, а заканчиваются размышлением или сентенцией, относящейся к судьбе или душевной жизни человека.
Таково, например, стихотворение, изображающее, радугу (“Как неожиданно и ярко.,”). “Воздушная арка”, возникшая “на влажной неба синеве”, восхищает поэта. Но он знает, что это – “минутное торжество” красоты природы; подобное мимолетному счастью человека. И он заканчивает стихотворение так:
– Смотри – оно уж побледнело,
– Еще минута, две – и что ж?
– Ушло, как то уйдет всецело,
– Чем ты и дышишь и живешь
Таково же стихотворение “Осенний вечер”, в котором “кроткая улыбка увяданья” природы отождествляется поэтом со “стыдливостью страданья” человека.
В некоторых лирических пьесах Тютчева, образный параллелизм применяется как основной принцип композиции и все стихотворение строится на сопоставлении явлений внешнего мира с особенностями переживаний, мыслей, судьбы людей. Таковы, например, “Фонтан”, “Смотри, как на речном просторе.”, “Волна и дума”, “Как дымный столп светлеет в вышине!.” и другие. С особенной лирической проникновенностью образный параллелизм проведен поэтом в стихотворении “Последняя любовь”.
Иногда эмоциональное отождествление жизни природы с человеческой жизнью не выражается в стихотворении непосредственно п открыто, но лишь подсказывается изображением природы, основанным на ее олицетворении. Тогда образ природы приобретает наряду со своим прямым значением также и значе




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


My day off.
Сейчас вы читаете: Глубина анализа восприятия природы в лирике Тютчева