Среди лириков XIX века Тютчев по праву считается крупнейшим поэтом-философом. «Философская поэзия», «поэзия мысли» — такие определения утвердились за его творчеством. Но далеко не сразу Тютчев занял свое место в пантеоне русской поэзии. Первые стихотворения Тютчева появились в печати в конце 1820-х — начале 1830-х годов в различных русских журналах и были по достоинству оценены современниками. Высокую оценку им дали Жуковский, Пушкин, Вяземский. Самая большая подборка стихов Тютчева была напечатана Пушкиным в его «Современнике»
в 1836 году. Молодой поэт, находившийся в то время в Германии, где он изучал философию и увлекался учением Ф. Шеллинга, прислал в Россию 69 стихотворений, из которых Пушкин опубликовал 24. Среди отобранных Пушкиным для печати стихотворений были такие шедевры, как «Фонтан», «Не то, что мните вы, природа.», «Цицерон», «Последний катаклизм», «Весенние воды» и другие. В журнале они были озаглавлены как «стихи, присланные из Германии». Но читатели почти не заметили творчество неизвестного автора, укрывшегося за подписью «Ф. Т.». Лишь после возвращения в Россию Тютчев оказался в поле зрения
читателей и критики. Поэтическая известность пришла к нему после публикации в 1850 году статьи Некрасова «Русские второстепенные поэты», где те самые 24 стихотворения, опубликованные еще Пушкиным, автор статьи оценивал как «блестящие явления в области русской поэзии». По инициативе Некрасова в 1854 году Тютчев издал собрание стихотворений, куда вошли уже 92 стихотворения, заслужившие высочайшую оценку Н. Г. Чернышевского, Добролюбова, Дружинина, Фета, К. С. Аксакова и Ап. Григорьева. К поэту пришла поздняя, но заслуженная слава, но она оказалась недолгой. В ожесточенных идейных спорах эпохи его лирика, с философских позиций подходившая к проблемам современности, казалась не актуальной. Сборник 1868 года уже не вызвал особого интереса, и на долгое время Тютчев был забыт. Его второе рождение и настоящее открытие произошло на рубеже XIX-XX веков, когда философская лирика Тютчева и его особая художественная система оказались родственны поэзии «серебряного века». Символисты признали его своим учителем, специальные работы о его творчестве писали Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт, В. C. Соловьев. За ним укрепилась слава философа-мистика, «ночной души» русской поэзии, а творчество Тютчева было поставлено в один ряд с величайшими завоеваниями русской лирики.