Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной.» (Восприятие, истолкование, оценка)
Ф. И. Тютчев — знаменитый русский Поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. В нем можно найти и шум весенних вод, и первый гром, и страдания от безответной любви, и глубокие размышления. Большинству людей Тютчев известен, прежде всего, как вдохновенный певец природы, создавший ей настоящие гимны. Однако не менее важное место в его литературном наследии занимает и философская лирика. В стихотворениях этого направления поэт размышляет о мире и человеке, о хаосе и о тайнах природы, о космосе и об извечных проблемах
Обратимся к одному из таких стихотворений. Стихотворение «ЯПемшт!» было написано Тютчевым в 1830 году и впервые опубликовано в пушкинском «Современнике». Слово, вынесенное в заглавие, переводится с латыни на русский язык, как «молчание». Именно в нем заключаются одновременно и тема, и идея стихотворения.
По мнению Тютчева, каждый человек обречен на бесконечное одиночество. Преодолеть это одиночество невозможно, поскольку невозможно человеку выразить свою душу, передать другому в точности свои мысли и ощущения. Любые попытки сделать это заранее обречены на провал, потому что ни в одном человеческом
Размышляя таким образом, Тютчев считает, что единственный выход для человека состоит в том, чтобы жить в мире собственной души. По его мнению, этот мир настолько богат и разнообразен, что благодаря ему одиночество для человека будет не столь мучительно.
Лишь жить в себе самом умей Есть целый мир в душе твоей.
Описывая таинственный мир души, автор подчеркивает его хрупкость, его без-защитность перед натиском реальной жизни. Чтобы защитить этот мир от губительного воздействия бытия, Тютчев призывает читателей «молчать»; то есть не пускать посторонних в свою душу. Этот призыв он повторяет не один раз, заставляя тем самым читателя задуматься над своими словами.
Как уже говорилось выше, основной темой творчества Ф. И. Тютчева стала природа. Ни для кого из русских поэтов, кроме его младшего современника Фета, природа не была таким постоянным источником вдохновения, как для Тютчева. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, — по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Поэту достаточно одного слова, одного эпитета, чтобы вызвать в нашем воображении необыкновенно отчетливую картину ранней весны или золотой осени во всей ее красоте. Очень ярко эту особенность поэзии Тютчева можно увидеть в стихотворении «Есть в осени первоначальной.»
В этом стихотворении поэт говорит об осени. По его мнению, это удивительно красивая пора. Природа, готовясь ко сну, словно раздаривает на прощание все свои самые яркие краски, радуя человеческий взор волшебной красотой.
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора: Весь день стоит как бы хрустальный, IIлучезарны вечера.
Вместе с тем, замечает поэт, в природе уже появились изменения, которые на-поминают о скором наступлении холодов и заставляют особенно остро переживать последние дни тепла.
Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины, тонкий волос Блестит па праздной борозде.
Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Чтобы передать очарование осеннего дня, поэт использует тщательно подобранные эпитеты: «дивная пора», «хрустальный день», «лучезарный вечер», «теплая лазурь» и т. д. С их помощью, как художник при помощи своих красок, Тютчев рисует картину, навевающую множество различных образов и ассоциаций. Именно поэтому, читая стихотворение «Есть в осени первоначальной.», каждый из нас представляет свой собственный, дорогой сердцу, осенний день.
Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения. Она близка любому человеку, который считает Россию своей Родиной. В своих стихотворениях поэт сумел найти одному ему свойственные краски, чтобы запечатлеть красоту природы, смог передать тончайшие оттенки и глубокие противоречия душевных переживаний человека. Без его поэзии невозможно представить русскую литературу XIX века.