Поэт философ Федор Иванович Тютчев

Около 400 стихотворений составляют литературное наследие поэта, но значение их велико. Творчество Тютчева сложно и противоречиво. Меня покорили емкие, лаконичные строки поэта, за которыми угадывается тревога мятущейся, страстной души. Но понять эту тревогу мне удалось сравнительно недавно, когда я научилась воспринимать стихотворения Тютчева не только чувствами, сердцем, но и разумом. То, что раньше неясно волновало, теперь поразило меня глубиной и стройностью мысли. Поэтический мир Тютчева – мир романтика и философа. Несмотря на то, что

его стихи полны противоречий, написаны как бы на душевном изломе, они в целом представляют удивительно гармоничную систему. Парадокс здесь только кажущийся. Гармония создается строгой, все организующей мыслью автора, которая упорядочивает хаос окружающего. Какова же картина мира, представленная поэтом?
В полном соответствии с законами романтизма она строится на противоположностях, которые Тютчев наполняет своим, особым содержанием. Так, романтическое деление на мир реальный и мир фантазий, грез у Тютчева приобретает иное воплощение. Для поэта мир реальный, Космос, – это лишь небольшая часть Хаоса, бесконечности,
которая и есть настоящая реальность, колыбель и могила человечества:
Небесный свод, объятый славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Манящие тайны древнего Хаоса непостижимы и пугающи. Он вызывает ужас у непосвященного. Милосердное Провидение скрывает его от людей под златотканным покровом дня. День – спасительное время, когда все кажется понятным, простым, разумным.
Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь.
И бездна нам обнажена.
Ночь придает всем вещам их реальное содержание, она уничтожает преграды между Космосом и Хаосом, и человек остается один на один со Вселенной. Не каждый может выдержать этот “час всемирного молчанья”, когда “жадно мир души ночной внимает повести любимой ночного ветра” и “с беспредельным жаждет слиться”. От соблазна человека ограждает сон.
Мотив сна очень часто повторяется у Тютчева, Сон – это род обмана, но обмана прекрасного, благодетельного. Сон – это и жаркая полуденная дремота, обнимающая природу (“Полдень”) и тревожное пророчество (“Видение”). Сны подобны океану, обнимающему Землю, – они так же объемлют земную жизнь. А бессонница – тяжкое наказание для человека:
Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый рок настиг
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.
Получается, что быть обманутым – по Тютчеву – хорошо? Не совсем так. Просто не каждый готов выдержать ночь и ее правду. Неподготовленному свидетелю “высоких зрелищ” может грозить безумие. И снова Тютчев отступает от романтического взгляда на безумие как высший дар художника, для поэта оно – “жалкое”, оно не обладает
Священным предвидением, а только
.Мнит, что слышит струй кипенье,
Что слышит ток подземных вод.
И “стеклянными очами чего-то ищет в облаках”. В стихотворении “Фонтан” Тютчев сравнивает смертную мысль с “водометом”, упрямо рвущимся к небу:
Но длань, незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Только на свой разум должен рассчитывать человек в борьбе, в жизни. Природа-мать не поможет своим детям. У нее своя жизнь, не зависящая от людских страстей. Природа – сфинкс. Ее закон созвучен законам мирозданья, но чужд человеку и часто непонятен. Человек мнит себя царем природы, а на самом деле – один из слабейших детей ее. Но если найдется такой, кто сможет не закрыть глаза перед Хаосом и не утратить разум среди всемирной ночи, тот будет вознагражден высшим счастьем:
Его призвали всеблагие.
Как собеседника на пир.
Он в их совет допущен был
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертья пил!
Именно такому человеку открываются тайны: для него “солнцы дышат”, “говорят леса”, совещается “в беседе дружеской” гроза. Именно к нему, смертному, слетает с небес Поэзия. Тютчев ищет гармонию в природе, ведь в ней должна быть воплощена красота и целесообразность. Он говорит о наличии души и разума в природе:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В стихах Тютчева о природе трудно не уловить предпочтение весне. Чувство гармонии, радости, удовлетворенности говорит в строках, посвященных весенней и летней поре. Шедевром поэта являются “Весенние воды”, получившие восторженную оценку Некрасова.
.Весна идет, весна идет.
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Особое место в творчестве поэта занимает любовная лирика. Каждое стихотворение здесь – своего рода шедевр. Беззаконная в глазах света лю бовь к Е. А. Денисьевой отразилась в трагическом цикле стихотворений. Многим из них присущ трагизм-надлом. Любовь воспринимается поэтом не как счастье, но роковая страсть, несущая горе обоим.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Широко известны стихи Тютчева, посвященные России и русскому народу. Смирение и долготерпение народное заставило поэта написать:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Афоризмом стало его знаменитое четверостишие:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
“.О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”, – этими словами Ивана Сергеевича Тургенева я заканчиваю разговор о русском поэте, чье высокое художественное мастерство и глубокая философская мысль ставят его в ряд великанов русской классической литературы.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Classification of functional styles..
Сейчас вы читаете: Поэт философ Федор Иванович Тютчев