Тема «общей жизни» нации в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Главная мысль романа Л. Н.Толстого заключена в заглавии. Одно из значений слова «мир» — национальное единство, «общая жизнь». В этом плане смысл слова «война» объясняется как «разобщение», «разъединение». В мирной жизни, когда люди живут лишь своими личными интересами, действует закон разъединения. Любимые герои Толстого — Пьер Безухов и Андрей Болконский — мучительно ищут истину, общую цель для «настоящей» жизни. Обрести точку опоры им и другим людям мешают социальные перегородки, сословные предрассудки,
Во время войны 1812 года все, независимо от сословной принадлежности, пола и возраста, были охвачены единым патриотическим чувством, которое Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма». Любовь к Родине проявлялась не в громких словах, а в поступках, часто бессознательных, стихийных, но способствующих приближению победы.
1812 год — кульминационный центр романа. «Всем народом навалиться хотят» —
Все герои романа проходят проверку 1812 годом и получают нравственную оценку в зависимости от того, насколько способны проникнуться общим чувством. Так, общенародное сопротивление врагу выразилось в бессознательном поступке смоленского купца Ферапонтова. Он призывает солдат грабить его же лавку: «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам!» Ферапонтов сам стал хватать мешки с мукой и выкидывать на улицу. В его крике «Сам запалю!» предвосхищается будущий пожар Москвы и гибель наполеоновской армии. Настал час, когда купец Ферапонтов думает не о деньгах и товарах, а о России. Патриотизм этого человека проявляется стихийно, разрушая купеческую жадность. В миг беды горят и другие дома и лавки, подожженные такими же хозяевами, как Ферапонтов, и люди несут на соседние дворы горящие бревна, чтобы поджечь еще что-то, что могло бы достаться французам.
Семья Ростовых, уезжая из Москвы, жертвует своим имуществом и отдает все подводы раненым. Наташа ни на минуту не задумывается о том, что может разрушиться ее будущая жизнь, ведь она останется бесприданницей. Под влиянием бессознательного патриотизма, человеколюбия разрешился конфликт между родителями, и семья приняла единое решение: добро оставить, а людей вывезти. Ростовы испытали естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастия» для народа. Ростовы жертвуют не только имуществом, но главное — жизнью самого дорогого и близкого человека. Петя Ростов не умеет говорить правильных фраз, он просто чувствует, что не должен быть в стороне, когда Россия в опасности: «Ну теперь, папенька, я решительно скажу — и маменька тоже, как хотите, — я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу. вот и все.»
Той же стихийной потребностью принести пользу охвачен Пьер Безухов. Во-первых, он отдал огромные денежные средства на формирование московского ополчения. Во-вторых, он задумал убить Наполеона. Для выполнения этого замысла у Пьера нет возможностей и определенных качеств — умения все хладнокровно рассчитать. Зато на пожаре он смог найти применение потребности жертвовать собой. Он побежал в горящий дом и спас девочку, бросился на помощь женщине, с которой француз срывал ожерелье. И, наконец, во время Бородинской битвы Пьер осознал свою неразрывную связь с «общей жизнью» народа, впервые сознательно ощутил себя не одиноким, никому не нужным обладателем огромного богатства, но частью единого множества людей. Пока Пьер приближался к расположению русских войск, он увидел религиозную службу и прочитал на лицах тех, кто молился, общее «выражение сознания торжественности наступающей минуты».
Пьер оказался в самом центре Бородинского боя, на батарее Раевского. И это не случайное совпадение. Герой вошел в «общую жизнь». Солдаты, вначале недоумевающие при виде Пьера, вскоре «мысленно приняли» его «в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище: «наш барин». Пьер вместе с солдатами и офицерами батареи чувствовал, как возникает и разгорается душевная сила. По Толстому, именно это общее чувство — патриотизм — определяет исход всей войны.
Война 1812 года стала взлетом и в жизни князя Андрея. В это время личная обида — измена Наташи — заслонилась пониманием общей трагедии, обрушившейся на родную землю. Андрей командует полком, и заботы о подчиненных становятся для него главным делом. «Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставило его забывать свое горе. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Перед Бородинским сражением князь Андрей объясняет Пьеру, что успех дела зависит «.от того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате».
Князь Андрей, солдаты, офицеры проявили истинный героизм, до конца выполнили свой долг, ужаснув Наполеона, который впервые столкнулся с такой общей духовной стойкостью. «Чудесный, бесподобный народ!» — это слова Кутузова, который во время жестокой битвы силой своей души смог поддержать дух армии и выиграть сражение. У полководца была «непреодолимая таинственная связь» с войском. «Смысл его слов сообщался повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека».
Итак, единство русских людей проявилось, когда России угрожала опасность, когда французы «оскорбили» каждого человека и разорили Москву. Однако Толстой показывает, что это единство не было всеобщим и что свет, высшее общество остались вне общих требований жизни.
Тема «общей жизни» — центральная в романе. Толстой верил, что каждый человек рано или поздно начнет стремиться к истинной гармонии, что исчезнут «трутни», карьеристы, приспособленцы, а останутся «пчелы». Каждый свою личную жизнь разумно согласует с законами «роевой» жизни. Настоящий человек для Толстого — тот, кто не противопоставляет себя людям, а живет «общей жизнью».