Великий перелом в деревне (по роману М. А. Шолохова «Поднятая целина» и современной публицистике)
Где они, слова, когда говорим о человеческом горе?
Почему всегда так трудно писать об этом и вдвое труднее, когда горе это, страдание эти не оправданы, не озарены стремлением к этой великой цели, для которой и жизнь отдать можно не задумываясь? Трудно писать, невозможно и забыть горе, как бы далеко не отодвинуло время дни те Это долг наш, крест наш, как бы ни стрались мы забыть о нем.
Коллективизация — слово это, бывшее когда-то символом чего-то грандиозно-радостного, символом перехода к новой лучшей жизни, для наших современников звучит
Прост и понятен язык «Поднятой целины». Ясна ее главная мысль: прекрасный народ наш, истинные коммунисты, как бы ни было трудно и больно, готовы идти вперед к намеченной цели.
Виноваты ли крестьяне в том, что трудно и больно им было отрывать от себя то, что веками было привычным? Виноваты ли Нагульников, Давыдов и другие в том, что ошибались на этом пути к новому, весь они так верили в революцию?
Порой говорят об «ошибках гремячинских коммунистов». Ошибки. Но кто от них мог быть застрахован в те годы, когда неизвестен был путь, по которому надо идти. Давыдов плохо разбирался в людях, но не от нежелания их понять, а от неумения. И разве не наказывает он сам себя за это? Расплата — смерть! «Перегибы» Нагульнова. Что они в сравнении с теми страшными перегибами в масштабах всей страны, которые не обошли и самого Макара! Рядом с настоящими коммунистами есть и карьеристы, спешащие выполнить любое повеление сверху, будь оно даже намеком, как в сталинской статье «Головокружение от успехов», сваливающей ответственность за неудачи и недовольство на «Перегибы» на местах.
«.В Гремячинском колхозе царит зажим самокритики, Нагульнов террор устроил.», «избил наганом до потери сознания одного середняка-единоличника.», «Это обвинение Самохина на бюро райкома в адрес Макара. Что стоит этим людям перевернуть смысл поступков человека вверх дном, если «нужно принести кого-то в жертву» (слова районного «загибщика» Беглых)! Шолохов, возможно, сам того не сознавая, реалистично описал и а этом «Суде» над Нагульновым одно из многочисленных сфабрикованных дел против «врагов народа».
Больнее всего проехало колесо коллективизации по середнякам. Сколько их, заработавших свое добро тяжким трудом, было раскулачено и отправлено кто куда!
По-настоящему о том, и как проходила коллективизация, что она значила а судьбах нашего народа, мы узнаем лишь сейчас из воспоминаний, документальных свидетельств, работ историков и пр. Пишут о ней, и те, кого он, великий перелом коснулся близко и больно (И. Т. Твардовский, В. Тендряков), сатирики (Э. Ф. Искандер) и, конечно, публицисты.
Е. Манько и А. Черняк в статье «Первые съезды Советов» в «Правде» говорят о том, что Ленин считал, что все должно основываться на добровольности. Декрет о земле сделал крестьянина ее хозяином, открыл простор для свободного труда. Коллективизация забрала у крестьянина эту землю.
«Коллективизация: как это было». Эта публикация А. Ильина поражает страшными цифрами и фактами. Сколько работников потеряла деревня, сколько скота погибло от рук неприсоединившихся! Ревизия ленинского кооперативного плана дорого обошлась нашему народу, оставив след и в современной деревне.
Уже много написано об этой эпохе, но никогда не смогут выбросить эту тему за борт литературы и публицистики. Эта наша боль, мы обязаны помнить о ней и во имя великого перелома нашего времени. Отдадим же дань тем, кто пострадал во время грандиозных перемен и великих ошибок и преступлений, а также и тем, кто, несмотря ни на что, продолжал верить делу партии и сохранять революционные идеалы!