Образ и характеристика Платона Каратаева в романе «Война и мир»
Образ Платона Каратаева вызывал и вызывает противоречивые суждения. Распространено мнение, что в этом образе писатель воплощает реальную, но слабую сторону нравственного и психологического облика русского патриархального крестьянина (свойственные ему смирение, покорность, идеи непротивления злу насилием, имевшие свои социально-исторические корни в русской действительности). Высказывается и другая точка зрения, в соответствии с которой Каратаев является воплощением лучших народных черт — добра, трудолюбия, человечности.
Как бы
В работах ряда литературоведов уже было замечено, что истина для автора «Войны и мира» заключается не в проповеди опрощения, отказа от завоеваний культуры, а в «сопряжении- общечеловеческих ценностей, воплощенных в образах главных героев романа, с ведущими принципами русской народной жизни. Сложность и глубина духовной жизни в «Войне и мире» по самой своей сути нераздельны с безыскусственной простотой. Пройдет немногим более 0 лет, и Толстой заявит о своем окончательном переходе на позиции патриархального крестьянства, но в романе «Война и мир» столь решительных выводов еще не сделано.
В Эпилоге романа (относящегося к 1820 г.) воссоздается атмосфера напряженных идейных споров, характерных для преддекабристской эпохи. Толстой в соответствии с тенденциями своего собственного духовного развития не делает Пьера сторонником активных политических действий. Он опасается экстремального развития событий как со стороны крестьян, так и со стороны правительства. Безухов говорит Николаю Ростову: «Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение.»
Пьера восторженно слушает сын Андрея Болконского — 5-летний Николенька. Мечта о славе, об известности, владевшая некогда его отцом, проявляется в нем с недетской силой. Мысль о героях Плутарха его воодушевляет: «Я сделаю лучше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною». В исследовательской литературе часто г