Проблема жанра «Войны и мира» Л. Н. Толстого

Существует много уровней восприятия текста, и чем глубже вы будете проникать в сложный мир худо­жественного произведения, тем полнее и лучше пой­мете его неповторимую красоту. Именно на уровне жанра особенно отчетливо проявляется органическое сочетание формы и содержания в литературе.
Жанр является элементом формы, но это содер­жательная форма, потому что выбор автором того или иного жанра вытекает из его творческого за­мысла и напрямую соотносится с содержательным уровнем. Жанр заранее настраивает читателя на оп­ределенное восприятие

произведения. Формируется точка зрения, критерии оценки, та «память жанра», по словам литературоведа М. М. Бахтина, которая поможет вам лучше уяснить, как писатель исполь­зует уже имевшиеся традиции и в чем состоит его новаторство.
К какой же жанровой традиции отнести «Войну и мир»? Сам Толстой отказывался от четкого жан­рового определения своего произведения, предпочи­тая иногда называть его просто книгой. «Что такое «Война и мир»? — спрашивал писатель и отвечал:
«Это не роман, еще менее повесть, еще менее историческая хроника». В этой связи Толстой совер­шенно справедливо отмечал, что
русская литература со времен Пушкина вообще отличается духом само­го смелого новаторства в области жанра: «Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произ­ведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести».В определении жанровой природы «Войны и ми­ра» до сих пор нет единства среди литературоведов. И все же термин, на котором настаивал А. В. Чи­черин, роман-эпопея представляется наиболее предпоч­тительным.
Впервые в истории русской литературы было со­здано произведение, сочетающее повествование о со­бытиях большого исторического масштаба, общена­ционального значения (эпопея) и рассказ о личных судьбах людей (роман). Представлены картины бы­та, нравов и широкая панорама европейской жизни, яркие типы народной и светской среды, изобра­жение самого хода истории и философские рассуж­дения о таких сложных теоретических понятиях, как свобода и необходимость, случайность и зако­номерность, роль личности в истории и т. д.
Главная — поистине эпическая — идея произве­дения, его основная мысль есть, по словам самого писателя, «мысль народная». Еще в раннем твор­честве Толстого остро волновал вопрос о судьбе народа, о взаимоотношениях дворянской интелли­генции и народа (военные рассказы, «Утро помещи­ка», «Казаки»). В «Войне и мире» он впервые худо­жественно раскрыл роль народных масс в истори­ческих событиях.
Народное сознание определило авторскую концеп­цию истории и современности, что отразилось уже в названии произведения. Название это многозначно. Мир можно воспринимать и как явление, противо­стоящее войне, и как человеческое сообщество (на­пример, крестьянский мир), и как вселенную. В любом случае это нечто, противостоящее насилию и разрушению. Мысль об общечеловеческом едине­нии, братстве людей во имя противодействия войне как ужасному, противоестественному злу прони­зывает весь текст, отражая народное мировоспри­ятие и определяя жанровое своеобразие «Войны и мира».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Проблема жанра «Войны и мира» Л. Н. Толстого