Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына “Матренин двор”)


С ее терпеньем безнадежным, . С ее избою без сеней, И с трудоднем пустопорожним, И с трудоночью – не полней. Со всей бедой – Войной вчерашней И тяжкой нынешней бедой.
А. Т. Твардовский
Практически все творчество А. И. Солженицина – о трагическом положении человека в тоталитарном государстве, о государстве-тюрьме. И сейчас мы проанализируем рассказ “Матренин двор” (первоначальное название – “Не стоит село без праведника”, автобиографическое произведение, посвященное некоей Матрене Васильевне Захаровой, у которой писатель снимал комнату в 1950-е гг.)
В этом рассказе показана картина тяжелой крестьянской доли при сталинском режиме. Но на фоне традиционной солженицынской темы стоит классический образ русской женщины, которая поддержит и поймет, смирится, примет и переживет все невзгоды (в этом образ женщины у Солженицына схож с некрасовским).
А. Т. Твардовский на сессии Руководящего Совета Европейской ассоциации писателей говорил об этом рассказе так: “Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина – неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, ее душевный мир наделен таким качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной”. А. И. Солженицын на это ответил: “Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к


Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние”.
В центре повествования – жизнь крестьянки, проработавшей всю жизнь в колхозе не за деньм I а “за палочки трудодней в замусленной книжке учетчика”; она не получила пенсии, не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы – вот и все, что она имела. На склоне лет; тяжело больная, Матрена не имеет покоя и вынуждена буквально в поте лица добывать себе кусок хлеба.
Но Солженицын показал Матрену не только одинокой и обездоленной женщиной в тоталитарном I государстве, но редким человеком безмерной доброты, щедрости, с бескорыстной душой. Он показан как живется индивидуумам в этом обществе. Похоронившая шестерых детей, потерявшая на фронте мужа, больная, Матрена не утратила желания откликаться на чужую нужду и горе, была оптимисткой. “Не обходилась без Матрены ни одна пахота огорода. Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На то и звали Матрену в помощь.
– Что ж, платили вы ей? – приходилось мне потом спрашивать.
– Не берет она денег. Уж поневоле ей вопрятаешь”.
Трудолюбия ее хватало на семерых. На собственном юрбу он таскала мешки с торфом, которі^Н простым крестьянам приходилось воровать у государства (тогда торф разрешался только начальникам).
Никому она не могла отказать в помощи, будь то родственница или государство:
“- Завтра, Матрена, придешь мне пособить? Картошку будем докапывать.
И Матрена не могла отказать. Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке.”;
“- Та-ак, – раздельно говорила жена председателя. – Товарищ Григорьева? Надо будет помочі! колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! Лицо Матрены складывалось в извиняющую полуулыбку – как будто ей было совестно за жену9 председателя, что та не могла ей заплатить за работу.
– Ну что ж, – тянула она. – Я больна, конечно. И к делу вашему теперь не присоединена.-И тут же спешно исправлялась:
– Какому часу приходить-то?”
Она искренне радуется чужому хорошему урожаю, хотя у самой на песке никогда такого не бывает: “Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!” Ничего, в сущности, не имея, Матрена умеет отдавать. Она смущается и волнуется, стараясь угодить своему постояльцу: варит ему в отдельном котелке картошку покрупнее – лучшее, что у нее есть.
В отличие от остальных, Матрена “.не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев”.
Эта женщина способна на самоотверженный поступок: “Раз с испугу сани понес в озеро, мужики отскакивали, а я, правда, за узду схватила, остановила. Овсяной был конь. У нас мужики любили лошадей кормить. Которые кони овсяные, те и тижели не признают”. Она буквально повторила слова “.коня на скаку остановит.”.
Но не все такие в Тальново. Не понимают сестры Матрену, “по-глупому работающую за других! бесплатно”. Не понял ее жертвенности вернувшийся из венгерского плена Фаддей. Когда Матрена после смерти его матери вышла замуж за его младшего брата, потому что “рук у них не хватало”, он сказал страшную фразу, которую Матрена всю свою оставшуюся жизнь вспоминает с содроганием: “Стал на пороге. Я как закричу! В колена б ему бросилась!. Нельзя. Ну, говорит, если б то не брат мой родной – я бы вас порубал обоих!”
Матрена была чужой среди своих, непонятая, осуждаемая, нелепая, странная, все село считало ее “не от мира сего”. Но эти недостатки Матрены, с другой стороны, являются ее же достоинствами.
Сквозь весь рассказ проходит вопрос о том, почему люди такие разные и почему на толпу лицемерных и расчетливых приходится всего один такой одухотворенный, нравственный, уникальный, незаурядный человек – такой, как эта добродушная труженица-старушка? Наверное, оттого, что он и есть “праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” (это последние слова, и они вновь возвращают нас к первому варианту названия рассказа).
А все эти соседки и “родня” – только фон для большего контраста.
Смерть Матрены такая же трагическая, как и ее жизнь. Ее дом забрали, а сама она нелепо погибла под колесами поезда, отдавая его: дом неразрывно был связан с его хозяйкой (поэтому рассказ так называется), не стало дома – умерла и Матрена. Кто же виноват в гибели героини Солженицына? Ее убили чужая корысть, алчность, жадность – эти вечные разрушители жизни, человечности, которые не выбирают жертв и делают ими всех, кто оказывается в поле их воздействия.
Наверное, каждый желает себе другой судьбы, не такой, как у Матрены. Мечты могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – не прийти, но человек должен пройти свой путь, не растеряв человечности и благородства. И это не зависит от того, в каком государстве живет этот человек: в тоталитарном или в капиталистическом.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Особенности композиции романтических рассказов м горького.
Сейчас вы читаете: Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына “Матренин двор”)