Образ рассказчика в рассказе Солженицына «Матренин двор»
А. И. Солженицын — свидетель многих трагических событий, которые переживала страна в XX веке. Как писателя его прежде всего волнует судьба России и ее народа, многострадального, долготерпящего, сильного духом, неунывающего.
Стремясь изобразить характерные черты эпохи тоталитаризма и ее влияние на судьбу рядового человека, Солженицын создает очень интересный образ рассказчика в рассказе «Матренин двор». Автор не описывает подробно его судьбу, но по многим деталям мы догадываемся, что этот человек уже многое вынес: он прошел
У Матрены он оказывается не случайно. Рассказчик стремится «затесаться и затеряться в самой нутряной России», он истерзан судьбой, ищет гармонии и покоя, душевного равновесия. Он стремится удалиться подальше от железной
Попав к Матрене, рассказчик обретает именно то, что искал Атмосфера ее быта, образ жизни и склад характера родственны его душе. Он обретает успокоение и открывает героине, «что много лет провел в тюрьме». Их роднит трагичность судеб, отношение к жизни, нравственные ориентиры. Игнатьич, например, как и Матрена, привык «не в еде находить смысл повседневного существования». Он так же, как и она, одинок. «Я возвращался наугад — просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал «,- говорит он о себе.
Сближает рассказчика и героиню и речь. У Матрены она полна просторечными и устаревшими словами, многие из которых придуманы ею самой, диалектной лексикой. Автор подчеркивает народность характера Матрены. Язык рассказчика также очень близок народному языку, в нем есть и просторечия, и диалектизмы, он даже у Матрены перенимает многое.
Саму героиню мы видим такой, какой представляет ее нам рассказчик. Он умеет увидеть ее доброту, бескорыстие, трудолюбие, душевную щедрость, значит, он и сам не чужд этих качеств. Он с горечью описывает поведение Матрениной родни на похоронах героини. Он прекрасно видит их корыстолюбие, лицемерие, ложь и осуждает их.
В финале произведения рассказчик испытывает некое чувство вины за то, что не понял до конца Матрены, ее духовной сущности, не оценил ее по достоинству при жизни. Наблюдая за рассказчиком, мы понимаем, что перед нами тоже народный характер. Его судьба — типичная судьба человека того времени.