Технологическая карта по труду «Классификация текстильных волокон и их свойства» 5 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ончурова Анна Викторовна | |||||
МБОУ | Г. Братска | ||||
Технология | |||||
Технология | |||||
Программа для общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 5-11 классы. Авторы Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. М.: | , 2008. Рекомендовано МО РФ | ||||
Ю. В. Крупская, Н. И. Лебедева, Л. В. Литикова, В. Д. Симоненко, Технология. Обслуживающий труд: 5 класс. М.: | , 2008. | ||||
Количество часов | 68 учебных часов в год, 2 часа в неделю | ||||
Материаловедение | |||||
Классификация текстильных волокон и их свойства | |||||
5 | |||||
Характеристика класса | Общеобразовательный класс со средним и высоким показателем качества обученности | ||||
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ||||
Определение свойств волокон и тканей, которые из них изготавливают Формирование умения подбирать подходящую по свойствам ткань для определенной цели | |||||
Познакомиться со Ознакомиться со способами получения волокна Научиться различать волокна и свойства тканей из них | |||||
Оборудование к уроку | Образцы тканей, образцы волокон, электронный микроскоп, снимки тканей, полученные с помощью электронного микроскопа, раздаточные таблицы | ||||
Мультимедийная презентация с двумя видеофрагментами | |||||
Основные понятия темы | Волокно, ткань, сырье, пряжа | ||||
Методы обучения | Словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский | ||||
Виды деятельности учащихся | Индивидуальная, парная, коллективная | ||||
Формируемые УУД | Познавательные УУД Формулирование познавательной цели Поиск и выделение информации Моделирование Анализ с целью выделения признаков Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты Выбор оснований и критериев для сравнения Установление причинно-следственных связей Построение логической цепи рассуждений Доказательство Выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД Определение цели, функций участников, способов взаимодействия Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов ее разрешения, принятие решения и его реализация Контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Планирование Прогнозирование Оценка и самооценка | ||||
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Организация начала занятия | Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество | Настраиваются на работу | Подготовка учащихся к работе и сотрудничеству | ||
Подготовка к основному этапу | Демонстрация видеофрагмента | Отвечают на вопросы по фрагменту, формулируют тему урока. | Вопросы классу: Как вы считаете, чем мы будем заниматься на уроке? Что нам предстоит освоить? Какова тема урока? | Самостоятельное формулирование темы урока | |
Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний | Знакомятся с Таблицей № 1 | В таблице представлены параметры, характеризующие свойства тканей. В течение урока вам необходимо будет заполнить пустые строчки таблицы из экспериментов, практических работ, самостоятельных заданий и из учебника. Как выдумаете, какие цели и задачи нам с вами предстоит сегодня решить? | Самостоятельное формулирование цели и задач урока. Постепенное ознакомление с характеристиками свойств волокон и ткани | |
Дает историческую справку | Устанавливают последовательность получения ткани | Вопрос классу: Какова последовательность получения ткани? | Определение последовательности: Выращивание — прядение — Ткачество Схема № 1 | ||
Рассказывает о волокнах, о способах их получения | Воспринимают новый материал. Работают в тетради | Задание классу: Записать в рабочую тетрадь классификацию текстильных волокон Схема № 2 | Умение слушать, воспринимать информацию | ||
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка | Практическая работа №1 С образцами волокон | Задание классу: По предлагаемым образцам определите виды волокон сырья, результаты запишите в Таблицу № 2 | Осознанное усвоение материала | |
Закрепление новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 2-1 , Практической работы № 2-2 | Практическая работа № 2-1 С образцами волокон | Задание 1 группе: Определите различия по внешним признакам и по ощущениям двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 3 | Понимание того, что по внешнему виду можно определить, что волокна льна грубые и толстые, а волокна хлопка мягкие и менее толстые | |
Практическая работа № 2-2 С образцами волокон | Задание 2 группе: Определите различия по толщине и по блеску двух образцов волокон, результаты запишите в Таблицу № 4 | Понимание того, что волокна льна более толстые и блестят, а волокна хлопка менее толстые и матовые | |||
Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний. Знакомство со способами производства тканей Демонстрация видеофрагмента | Визуальное усвоение материала | Вопрос классу: Как волокна превращаются в ткань? | Понимание последовательности процесса изготовления тканей | |
Формулировка проблемного вопроса: Можно ли из волокон сразу получить ткань? | Усвоение материала, работа в рабочей тетради | Задание классу: Восстановите схему: Сырье — … — ткань Запишите схему процесса создания ткани | Умение различать виды тканей Знать последовательность получения ткани | ||
Первичная проверка понимания | Вопросы классу: Как вы думаете, свойства волокон перейдут на свойства тканей? Как они будут называться? Какие виды хлопчатобумажных и льняных тканей вы знаете? Для чего мы изучаем свойства тканей? | Примерные ответы: Да, например цвет, жесткость, блеск, сминаемость Лен, хлопок Сатин, байка, вельвет и др Чтобы обеспечить правильный уход за изделиями, правильно выбирать способы пошива и обработки тканей | Осознанное усвоение материала | ||
Закрепление новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний с помощью Практической работы № 3 | Практическая работа № 3 С электронным микроскопом | Задание 3 группе: Определите с помощью электронного микроскопа, чем по внешнему виду, по толщине нити и по ее блеску отличаются образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, результаты наблюдений запишите в Таблицу № 5 | Понимание того, что свойства волокон переходят и на свойства тканей | |
Подведение итогов урока | Направляет деятельность учащихся к обобщению характеристик и свойств волокон и тканей, к совместному подведению итогов урока. Анализ и оценка успешности достижения цели. Совместное действие с учащимися: определяют области применения тканей в зависимости от свойств волокон и тканей | Работа с Таблицей № 1 Записывают характеристики свойств волокон и ткани | Задание классу: Используя информацию по новой теме из содержания урока и материала учебника, запишите в тетрадь, какими свойствами обладают волокна и ткани | Анализ, построение логической цепи рассуждений. Полное усвоение материала урока | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания | Записывают варианты домашнего задания | Учитель дает на выбор три уровня задания: Собрать информацию о натуральных тканях в разных информационных источниках Подготовить презентацию о возможных применениях х/б и льняных тканей Приготовить коллекцию х/б и льняных тканей | ||
Предлагает поместить в | Цветы розовые или фиолетовые | Диалог с учителем | Комфортное состояние на уроке |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица № 1
ПАРАМЕТРЫ | ЛЕН | ХЛОПОК |
1 | |
2 | ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ |
3 | СТОЙКОСТЬ К СВЕТУ |
4 | СВОЙСТВА НА ОЩУПЬ |
5 | УСТОЙЧИВОСТЬ К СМИНАНИЮ |
6 | |
7 | НАГРЕВ УТЮГА |
8 | ВИДЫ ТКАНИ ИЗ ДАННОГО СЫРЬЯ |
Практическая работа № 1. Определение видов волокон образцов сырья
Инструкция к работе:
По предлагаемым образцам определите виды волокон сырья, результаты запишите в Таблицу № 2
Таблица № 2
Сырье | |
1 |