Об одном стихотворении Иосифа Бродского
Разбор стихотворений Иосифа Бродского, которые входят в последнее время в школьную программу, часто становится труден как для школьников, так и для самих учителей. Трудности возникают даже не во время анализа, но еще на подступах к нему: сам смысл стихотворения остается читателю неясен. Мы предлагаем вам вариант интерпретации одного стихотворения И. Бродского, входящего во многие школьные программы.
В твоих часах не только ход, но тишь. Притом их путь лишен подобья круга. Так в ходиках: не только кот, но мышь; они живут, должно быть, друг для
Там каждый час стирается в уме, и лет былых бесплотные фигуры теряются — особенно к зиме, когда в сенях толпятся козы, овцы, куры. 1963
1. Это стихотворение О времени И о вечности.
Противопоставление заявлено в первой же строке: «ход» времени и «тишь». Деление времени искусственно, оно создает «неизбывность» , «возню, грызню», дрожь, путаницу… Путь времени — это «круг» , такой же бестолковый, как погоня кошки за мышью. Всем известны ходики —
Hikory, dickory, dock, The mouse run up the clock. The clock struck one, The mouse ran down, Hickory, dickory, dock.
Стихотворение из Mather Goose Rhymes. В пер. С. Маршака: «Вышли мыши как-то раз // Поглядеть, который час…») Кошка и мышь дополняют друг друга: цель кошки — поймать мышь, а цель мыши — убежать от кошки. Суета порождается сама собой.
А что будет, если кто-нибудь из них вдруг исчезнет? Погоня прекратится, часы остановятся, и наступит «тишь», отсутствие времени, вечность…
…Как бывает «в деревнях». Стихотворение делится пополам: первая половина — суть, порожденная временем, а вторая — деревенская тишина. В деревне время не замкнуто в круг, поэтому «каждый час стирается в уме», вместо того чтобы сохраняться и громоздиться, человек не «путается в днях», прожитое не возвращается, а «теряется».
Замедление ритма жизни подчеркивается и синтаксически: предложения в первой части соответствуют строчкам, как бы отражая деление времени на часы, а к концу стихотворения они становятся все длиннее. Единственный признак деревни — это «живность», противопоставленная механическим, условным коту и мыши из первой части. Таким образом оппозиция «время/вечность» становится и оппозицией «искусственное/живое» . Особенно явным это противопоставление становится в конце стихотворения: «козы, овцы, куры», «толпящиеся в сенях» зимой, отсылают читателя к сцене Рождества. Абстрактное стихотворение кончается яркой картинкой, выделенной внутренней рифмой .
2. А теперь вспомним, что первое значимое слово стихотворения — «твоих». Получается, что это — изящнейшее Признание в любви . В нем только одно слово, впрямую говорящее о другом, но с ним связано все «положительное» для автора. Этот человек так удивителен, что даже в его часах — воплощение «грызни» и «путаницы» — есть место для «тиши», которая вообще-то встречается только в деревнях.