Декларация о намерениях

Начало учебного года — это рубеж, который всегда искушает желанием начать жить по-новому, пересмотреть взгляды, перетряхнуть ящики письменного стола, почистить папки в компьютере и обустроить все на разумных основаниях. Настроение такое улетучивается довольно быстро, жизнь набегает и размывает берега, поэтому психологи советуют зафиксировать свои намерения, записать на специальном листочке все планы и повесить перед глазами в качестве напоминалки. Такая напоминалка — перед вами.

Наша газета подготовилась в новому учебному году

серьезно. Мы провели заочное интернет-совещание нашего читательского актива, обработали и осмыслили результаты, собрали предложения, выделили из них наиболее интересные и перспективные — и неожиданно для самих себя спланировали свою работу на год .

«Литература» 2009/2015 будет состоять из трех больших разделов.

Раздел первый — Школьно-методический. В нем условно выделяются два подраздела: «Уроки» и «После уроков» .

В «Уроках» будет представлена наша традиционная рубрика «Я иду на урок» — и две новые. Первая называется «Курс молодого словесника» : в ней будут печататься материалы,

рассчитанные на начинающего учителя. Кроме конкретных советов о том, как организовать свой педагогический труд , здесь найдут свое место конкретные разработки уроков и занятий . Вторая новая рубрика — «Готовимся к ЕГЭ» — теперь будет в каждом номере. Здесь планируется печатать тренировочный материал к экзаменам по литературе и части С по русскому языку .

Подраздел «После уроков» — весь новый. В нем будут с разной степенью периодичности представлены три линии. Рубрику «Современная поэзия» поведет Наталья БЕЛЯЕВА : она представит на ваш суд цикл занятий по поэзии последних десятилетий . Ценно, что занятия включают в себя и сами тексты стихотворений , и подробно разработанные вопросы и задания. Во второй рубрике «Литературные прогулки» Татьяна РЫЖКОВА поведет нас за собой в литературный миф о Петербурге.

Это не экскурсии в традиционном смысле слова; нам предложен цикл методически выстроенных и полностью обеспеченных текстами бесед о литературном образе одного из самых литературных городов мира. Третью рубрику будет курировать Александра НИКИТИНА, и речь в ней пойдет о теме многоаспектной — «Литература и театр» . В поле зрения авторов рубрики окажутся не только драматургические произведения в курсе литературы, но и театральные принципы построения урока, и особенности постановки школьных спектаклей, и репертуар театров в помощь школе.

Второй раздел — Школьно-литературоведческий. В нем, помимо хорошо известных вам рубрик «Штудии» и «Школа филологии» , будет представлена новая рубрика «ЛитМотив» . В ней мы планируем исследовать жизнь предметного мотива в литературе. Наряду со статьями о конкретных произведениях здесь будут появляться материалы, позволяющие учителю видеть переклички между разными авторами.

Надеемся, что эта рубрика поможет вам и вашим ученикам в подготовке исследовательских работ, даст идеи для урока. Обращаем ваше внимание на то, что традиционный конкурс газеты «Литература» будет в этом учебном году связан именно с рубрикой «ЛитМотив» .

Третий условный раздел — «Жизнь» . Здесь мы сохраняем такие хорошо известные вам рубрики, как «Листки календаря», «События и встречи», «Интервью у классной доски», «Интернет-кладовка», «Литературная карта», «Трибуна», «Живая жизнь», «Читальный зал» — с его «Книжной полкой», «Стендом» и рубрикой «На полях Книги» . Завершать газету будет рубрика «Есть идея!» .

Таким образом, газета этого учебного года строится на соединении постоянных и переменных элементов, нескольких заранее намеченных линий, материалы которых соберутся в итоге в нечто цельное, — и статей, рождающихся спонтанно, приходящих в редакцию по почте в каком-то своем, тайном, неведомом нам ритме, возникающих в поле нашего зрения неожиданно, как сама жизнь.

Естественно, что без вашего участия нам не осуществить все задуманное. Станьте авторами и критиками «Литературы», примите участие в конкурсе, пройдите обучение на очных и заочных курсах Педагогического университета и расскажите нам о том, что вам дало это обучение, — и от этого наша общая газета станет еще лучше. И не забудьте оформить подписку на первое полугодие 2015 года — ноябрь, как водится, подступит быстро, не опоздайте!

Еще несколько слов о газете. В течение учебного года вас будут ждать специальные тематические номера. Ближайший планируется в начале октября — он будет посвящен творчеству Иосифа Бродского . В октябре же заканчивается конкурс методических материалов и ученических работ по творчеству Солженицына — его итоги будут оглашены в конце ноября — начале декабря.

В сентябре-декабре на страницах газеты будет печататься заочный курс лекций Педагогического университета «Первое сентября». Его автор — Наталья ВАНЮШЕВА, хорошо известная читателям газеты по многочисленным публикациям и по выступлению на Марафоне. Название курса лекций — «Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы» . Обратите внимание, что такую же методику, но на материале историческом, будет демонстрировать коллега Н. Р. Ванюшевой, учитель истории Марина ЯРОСЛАВЦЕВА — ее лекции будут появляться параллельно в газете «История».

Эта связка может быть очень полезна тем словесникам, которые работают в союзе с историками.

Проводятся в Педагогическом университете и очные лекции по литературе. Осенью вам будет предложен курс С. В. Волкова и Р. А. Храмцовой «Как построить интересный урок литературы» , а весной курс О. В. Смирновой «От теории литературы к практике школьного анализа произведения» . Подробнее об этих курсах можно узнать на сайте «Первое сентября» в разделе «Педагогический университет».

Уж и не знаем, говорить ли вам о тематических брошюрах, которые шесть раз в году бесплатно получит подписчик нашей газеты? О весеннем Марафоне и его темах? Или достаточно?

Достаточно — для того, чтобы увидеть: «Литература», как и весь издательский Дом «Первое сентября», — на марше. Планов — громадье, настроение — боевое. Трубач уже приблизил к губам трубу и отвел острый локоть. Общий сбор объявлен.

Присоединяйтесь!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Декларация о намерениях