За что ж вы бедного Базарова?
Статья В. Н. Александрова задела меня. И не только потому, что сложный, глубокий, вызвавший ожесточенные споры современников и, кажется, не до конца понятый самим автором характер героя тургеневского романа в ней «выпрямлен» и упрощен до предела, но и потому, что предложенный В. Н. Александровым подход к анализу и интерпретации классики в школе становится все более распространенным. Суть его, как нам кажется, заключается в том, что в угоду «оживлению», «осовремениванию» давно написанного произведения некоторые учителя искусственно
Так, мне довелось присутствовать на уроке, где главной причиной «духовного кризиса Базарова» оказался… его атеизм, его отказ признавать Бога и религию! Символическим эпиграфом к уроку послужила репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», а иллюстрациями — висевшие на доске детские рисунки с сюжетом «дорога, ведущая вдаль мимо храма».
Нечто подобное видим мы и в статье В. Н. Александрова, но
Но ведь Роман совсем не об этом! Общеизвестно символическое значение названия, где «детей» представляет фактически один Базаров — человек не нового поколения, а новых взглядов, — а к «отцам» по сути примыкает и двадцатилетний Аркадий.
Искаженный «посыл» влечет за собой целую цепочку неверных логических построений и как результат — не подтверждаемую текстом романа интерпретацию характера его главного героя. Перед нами предстает ничтожество, претендующее на роль «сверхчеловека», «главного и единственного» духовного Отца, едва ли не самого Бога, — но тайно страдающее от своей обыкновенности и не желающее признавать ее: «Перед Базаровым стоит трагический выбор: стать в один строй со всеми, с отцами и детьми… либо отделиться, уйти в пустыню одиночества, чтобы там без обескураженных свидетелей выстрадать свою обнажающуюся под балахоном с кистями обыкновенность». В. Н. Александров отмечает такие отталкивающие человеческие качества Базарова, как «надменное равнодушие» и «высокомерие, которое можно было бы назвать демоническим, если б не его очевидная несуразность»; говорит о «бесчувственности», которая «порождена бесовской гордыней». «Главная пружина, сообщающая движение его личности, — честолюбие», — утверждает автор статьи.
Если все эти утверждения верны, то непонятно, почему сам Тургенев, по его собственным словам, чувствовал к своему герою «невольное влечение» . «Скажите по совести, разве кому-нибудь может быть обидно сравнение его с Базаровым?» — писал он. И еще: «…Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью — …я виноват и не достиг своей цели». По наблюдениям исследователей, «при подготовке отдельного издания романа многое, рисующее Базарова в невыгодном свете, было устранено Тургеневым»: писатель, работая над рукописью романа, стремился, чтобы «суровое волевое начало в характере героя не заслонило собою его человеческих качеств» .
Внимательно и непредвзято читая текст, нетрудно опровергнуть почти любое «обвинение», которое автор статьи предъявляет тургеневскому Базарову. Даже эпизод с муравьем, который «тащит полумертвую муху» и который воспринимается В. Н. Александровым как философская формула, выражающая «соль базаровской теории» — «прав сильный! Все остальное обман», может быть прочитан и как доказательство способности Базарова к состраданию: «Тащи ее, брат, тащи!.. пользуйся тем, что ты, В качестве животного, имеешь право не признавать чувства сострадания, Не то что наш брат, самоломанный!»
Базаров вовсе не претендует на роль Отца и Учителя, но Тургенев намеренно выстраивает всю систему действующих лиц романа так, что рядом с Базаровым поставить — некого. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною… тогда я изменю свое мнение о самом себе», — говорит Базаров Аркадию. И он, сильная, харизматичная личность, образованный человек с твердыми, выстраданными убеждениями, имеет все основания ставить себя выше и «живого мертвеца» Павла Петровича, пожертвовавшего своей карьерой и жизнью ради женщины, и Аркадия, не имеющего собственных суждений, не говоря уж о людях, подобных Кукшиной и Ситникову.
Одной из существенных черт Базарова В. Н. Александров считает «театральность»: «Базаров — человек жеста или, точнее, позы», его научная деятельность — просто игра на публику, вызывающая «почтительный трепет» лишь у «непосвященных». Но вряд ли показными были его походы ранним утром, когда все еще спали, «версты за две, за три» за травами или лягушками для опытов; вряд ли «театром» можно назвать то, что «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», а Николай Петрович «охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах». Вспомним, что «он в будущем году хочет держать на доктора». «Я работать хочу», — заявил он отцу в свой последний приезд в отцовский Дом.
И не отсутствие публики послужило причиной того, что «лихорадка работы с него соскочила», а душевный надлом из-за разрыва с Одинцовой, из-за неожиданно взбунтовавшегося в «железном» нигилисте живого сердца.
Почему В. Н. Александров решил, что Базаров «отмахивается» от Николая Петровича, обратившегося к нему с просьбой о помощи «в агрономических работах», «пугливо пятится», боясь показать свою научную несостоятельность? «Я к вашим услугам, Николай Петрович», — отвечает ему Базаров и на самом деле без всякого «модного» Либиха дает дельные советы Аркадию по поводу плохо приживающихся молодых деревьев: «Надо серебристых тополей побольше здесь сажать, да елок, да, пожалуй, липок, подбавивши чернозему. Вон беседка принялась хорошо, — прибавил он, — потому что акация да сирень — ребята добрые, ухода не требуют» .
Так же легко опровергнуть утверждение о высокомерии, себялюбии Базарова. Вспомним, как легко и с удовольствием общается он с дворовыми, как быстро «освоилась» с ним Фенечка, а главное — как тянутся к нему Дети, которые всегда чувствуют притворство и ложь, — от младенца, который, «к удивлению Фенечки и Дуняши», охотно пошел к нему на руки, до дворовых мальчишек, которые «бегали за дохтуром», как собачонки. Все эти разрозненные детали в романе не случайны, они нужны Тургеневу именно для того, чтобы внешне резкий и кажущийся бессердечным герой не превратился в то «исчадие ада», каким пытается показать его современный нам исследователь.
И наконец, о главном «обвинении», лежащем в основе статьи В. Н. Александрова, — об отношении Базарова к родителям. Только предвзятый взгляд, смещенный от главных идей романа к теме побочной, но кажущейся актуальной для сегодняшних школьников, мог увидеть в Базарове бессердечного, неблагодарного, равнодушного сына! Да, он не благоговеет перед отцом и матерью — действительно суетливыми, обременяющими его своей любовью . Удивительно, если бы было иначе, — это признаваемый всеми «неустранимый закон времени», о котором говорит и автор статьи: закон смены поколений и движения жизни.
Но в то же время в одном из разговоров на прямой вопрос Аркадия о родителях: «Ты их любишь, Евгений?» — он так же прямо отвечает: «Люблю, Аркадий». И Тургенев на протяжении всего произведения последовательно лепит образ любящего, а не равнодушного сына! «Нет, надо к отцу проехать… Я его давно не видал, и мать тоже; надо стариков потешить.
Они у меня люди хорошие, особенно отец: презабавный. Я же у них один», — говорит Базаров Аркадию, и уже в этих словах сквозит несвойственная ему нежность. «Как он, однако, поседел, бедняга!» — замечает Базаров, увидев отца после долгой разлуки. Он терпеливо выдерживает душераздирающую сцену встречи с матерью, когда она долго всхлипывала на его груди, так что «мужик на козлах даже отвернулся», а затем «повел в дом ослабевшую старушку.
Усадив ее в покойное кресло, он еще раз наскоро обнялся с отцом…», потом опять «нагнулся к матери», захотевшей еще раз прижать к груди своего «Енюшу». Впоследствии, играя в карты с отцом Алексеем, «он попросил у ней руку «на счастье»»; «она тихонько положила свою мягкую ручку на его жесткую и широкую ладонь». «Сядь лучше вот тут на диван да дай на себя посмотреть», — обращается он к отцу, и затем в разговорах постоянно выясняется, что он прекрасно знает и помнит о былых успехах отца и в науках , и в служебных делах . Решив уехать, он жалеет, что придется «огорчить старика»: «целый день прошел, прежде чем он решился уведомить Василия Ивановича о своем намерении». Все эти детали свидетельствуют о человеческих качествах Базарова, добавляют к облику дерзкого и неприступного нигилиста живые, теплые черты. Еще более красноречивы детали в последних сценах романа, когда Базаров, уже зная, что умирает, до последнего скрывает это от отца. Едва ли не последние его слова Одинцовой: «И мать приласкайте.
Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».
Таким образом, достаточно внимательно прочитать роман, чтобы стали видны «натяжки» и искажения, допущенные современным интерпретатором.
Подчеркнем, что мы ни в коей мере не стремимся впасть в другую крайность и превратить Базарова из «дьявола» и «беса» в безупречного «ангела» — вспомним, что и сам Тургенев говорил о его грубости, резкости и т. д., о том, что его задачей было — » Сделать его волком и все-таки оправдать его» . Мы призываем лишь оставаться в пределах авторского текста и не приписывать Тургеневу то, чего они не собирались говорить!
Наверное, все же интереснее было бы, углубившись в текст романа » Отцы и дети», показать тонкость психологизма Тургенева, его умение использовать значимость отдельной детали; увидеть сложность и противоречивость характера Базарова. Может быть, именно здесь нашелся бы повод для дискуссии о всегда актуальных и интересных сегодняшнему молодому поколению проблемах «отцов и детей» — не на уровне «кастрюли» и «нержавеющего золота родительской любви», а на уровне философского антагонизма старого и нового, устаревшего и современного.