Народ и личность в романе «Петр Первый»
Проблема соотношения роли личности и роли народа в историческом процессе занимала многих русских писателей. О роли личности в истории писал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Он отводил главную роль в истории народу, а Личность лишь выражала устремления сотен тысяч людей и не играла самостоятельной роли. Эта же проблема стала одной из центральных в романе А. Н. Толстого, но его взгляд отличался от взгляда Льва Толстого. Алексей Толстой писал, что » Личность является функцией эпохи» и что она формируется ею; Личность вырастает на народной
Но и сама крупная, большая Личность способна «двигать события эпохи», ускорять или замедлять их. Это был новый подход к пониманию данной проблемы; и именно он стал определяющим в описании всех исторических фигур В романе «Петр Первый» , в том числе и личности самого Петра. Личность Петра Первого давно привлекала внимание писателя.
В 1918 г. он написал рассказ «День Петра», затем пьесу «На дыбе», а с начала 30-х годов работал над романом. Первые две книги вышли в 1930-1934 годах; работа над третьей была прервана смертью автора в 1945 г.; Роман остался незавершенным.
Писатель во многом опирался на Пушкин-скую концепцию личности этого великого самодержца. А. С. Пушкин различал деятельность Петра как мудрого, дальновидного государственного мужа, заботящегося о благе России, и способы, которыми он действовал: его указы были «жестоки, своенравны и писаны кнутом», они вырвались у «нетерпеливого, самовластного помещика». Алексей Толстой не упрощал и не идеализировал своего героя. Мы видим незаурядные личные качества Петра: его ум, огромную трудоспособность, энергию, стремление к знаниям, желание принести пользу своему отечеству.
Но, с другой стороны, писатель рисует необузданность, жестокость, вспыльчивость и даже самодурство царя. Петру, побывавшему в Европе, было горько и обидно видеть, что богатая и могучая страна — Россия — прозябает в нищете, невежестве. Он хотел видеть свою родину могучей европейской державой, в которой процветали бы науки, искусства, ремесла, в которой бы строились красивые дворцы и благоустроенные города, которая бы торговала со всем миром и с которой бы считались все правители. Петр решительно взялся за искоренение «азиатчины» в России и насильственное насаждение западничества; он «не останавливался перед варварскими средствами борьбы против варварства» и при этом нередко бывал жесток, даже беспощаден . Царь не считал зазорным учиться у простых ремесленников; сам был плотником, кузнецом; сам проектировал и строил первые русские военные корабли.
Он работал не покладая рук и заставлял так же работать других. Петр окружил себя сторонниками и единомышленниками, приблизил и возвысил тех, кто, как и он, не жалел своих сил ради блага отечества . Алексей Толстой показывает, как постепенно создавались новая армия и Российский флот, как через неудачи и поражения ковались будущие победы, как с огромным трудом, в крови и войнах, рождалось новое государство — Российская империя. Но начинания Петра нередко не находили отклика ни среди боярства, ни среди духовенства, ни в народе.
Ему приходилось буквально ломать сопротивление людей, старые представления и взгляды… Народ Не понимал замыслов Петра; и в произведении писатель отразил противостояние царя и народа. Народные образы показаны в романе широко и разнообразно.
Судьбы народных героев во многом типичны для той эпохи. Мы видим семью Бровкиных. Глава семьи, крестьянин Иван Бровкин, разбогател на торговле, стал одним из поставщиков для русского флота; его судьба напоминает судьбу Демидовых или Строгановых.
Его сын Алексей дослужился до офицерского чина, дочь Александра вышла замуж за дворянина Волкова и вскоре стала одной из первых придворных красавиц. Односельчанин Бровкина, крестьянин Цыган, наоборот, разорился, потерял все, стал бродягой и разбойником, как Иуда и Ов-доким. Бывший монастырский крепостной Федька Умойся Грязью бежал за волей на Дон, но был схвачен, привезен на царские работы по строительству флота в Воронеж и затем отдан в солдаты.
Характерны по-своему судьбы кузнеца Жемова, художника Голикова и многих других. Народ У Толстого является одной из главных движущих сил истории; он не «безмолвствует», как в драме Пушкина «Борис Годунов», Народ — эта та сила, с которой вынужден считаться сам царь. На народной силе и крови росло и строилось будущее могущество российского государства. В романе показаны судьбы сотен людей; в нем выведены как реальные исторические персонажи , так и вымышленные, но весьма типичные для той эпохи.
Толстой весьма подробно, достоверно, реалистично воссоздал картины петровской эпохи; мы буквально слышим и видим саму историю, становимся ее соучастниками. И в этом заключаются притягательная сила и достоинство этого замечательного художественного произведения.
Сочинение: Народ и личность в романе «Петр Первый»