Урок по русскому языку в 3 классе на тему: Правописание суффиксов — ек-, — ик —
Урок по русскому языку в 3 классе на тему:
Правописание суффиксов — ек-, — ик-.
Тема: Правописание суффиксов — ек-, — ик-.
Цель: формирование представления о написании суффиксов — ек, — ик.
Задачи урока:
Развивать самостоятельность мышления и познавательной потребности;
Формирование представления о написании суффиксов — ек, — ик;
Тренаж в применении правила.
Оборудование:
Учебник, раздаточный материал.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность |
Момент. Индивидуальная работа по карточкам. Подготовительный этап. Сообщение темы и цели урока. Работа над темой. Закрепление изученного материала. Итог урока. Домашнее задание. | Чистописание: на доске написаны элементы букв и слова, с выделенными орфограммами: театр, тембр, теннис. Словарная работа: автомобиль, тарелка, лестница, земляника, морковь, капель, комната, воскресенье. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет. Доска : Ключик, замочек. Спишите слова. Выделите Почему же мы в слове ключик пишем суффикс — ик, а слове замочек — Ек? Почему возникло затруднение? Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме? Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах — ек, — ик? Молодцы! Вы правильно сделали вывод. На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами: Кузнеч…к, сыноч…к, мяч…к, ореш…к, кузнечики, сыночки, мячики, орешки. На какие две группы можно разделить эти слова? Разделите слова на два столбика: один — много. На доске: |
Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?
Для этого проанализируйте слова второго столбика.
Что интересного вы заметили?
Как вы думаете, от чего зависит написание суффиксов — ик, — ек-?
Давайте сравним ваше предположение с правилом в учебнике. Молодцы, вы сами смогли вывести правило написания суффиксов — ик — и — ек-.
Давайте проверим, как вы усвоили новое правило.
Лучик, стульчик, кусочек, пальчик, платочек, одуванчик, комочек, замочек, ключик, грибочек.
Выполните самостоятельно упражнение 488. Запиши в две группы названия нарисованных предметов, придавая им уменьшительно-ласкательный оттенок значения при помощи суффиксов — ек, — ик. Расскажите, что надо знать и уметь, чтобы правильно выбирать букву гласного в суффиксе этих слов.
Что мы с вами узнали сегодня?
Вспомните правило написания суффиксов — ек-, — ик-.
Упражнение 489, словарь.
Учащиеся выполняют работу по карточкам на закрепление умения определять падеж имен существительных.
Записывают слова, данные на доске в тетрадь.
Дети записывают слова в тетрадь с комментированием.
Дети списывают слова и выделяют в каждом слове суффикс, ставят ударение.
В слове «ключик» — совпадает, а в слове «замочек» — расходится.
Гласные в суффиксах — ек, — ик надо проверять.
Один — много
Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.
В одних словах суффикс — ик-, а в других — к-.
Если при изменении формы слова гласный остается, то его и надо писать в суффиксе — ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать — ек.
Работа у доски. Дети записывают слова под диктовку, проверяют с помощью правила.
Лучик — лучика;
Стульчик — стульчика;
Кусочек — кусочка;
Пальчик — пальчика;
Платочек — платочка;
Одуванчик — одуванчика;
Комочек — комочка;
Замочек — замочка;
Ключик — ключика;
Грибочек — грибочка.