Урок по русскому языку в 3 классе на тему: Правописание суффиксов — ек-, — ик —

Урок по русскому языку в 3 классе на тему:

Правописание суффиксов — ек-, — ик-.

Тема: Правописание суффиксов — ек-, — ик-.

Цель: формирование представления о написании суффиксов — ек, — ик.

Задачи урока:

Развивать самостоятельность мышления и познавательной потребности;

Формирование представления о написании суффиксов — ек, — ик;

Тренаж в применении правила.

Оборудование:

Учебник, раздаточный материал.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащегося

Момент.

Индивидуальная работа по карточкам.

Подготовительный этап.

Сообщение темы и цели урока.

Работа над темой.

Закрепление изученного материала.

Итог урока.

Домашнее задание.

Чистописание: на доске написаны элементы букв и слова, с выделенными орфограммами: театр, тембр, теннис.

Словарная работа: автомобиль, тарелка, лестница, земляника, морковь, капель, комната, воскресенье.

Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

Доска : Ключик, замочек.

Спишите слова.

Выделите

в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем. .

Почему же мы в слове ключик пишем суффикс — ик, а слове замочек — Ек?

Почему возникло затруднение?

Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах — ек, — ик?

Молодцы! Вы правильно сделали вывод.

На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами:

Кузнеч…к, сыноч…к, мяч…к, ореш…к, кузнечики, сыночки, мячики, орешки.

На какие две группы можно разделить эти слова?

Разделите слова на два столбика: один — много.

На доске:

Кузнеч…к

Сыноч…к

Мяч…к

Ореш…к

Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете?

Для этого проанализируйте слова второго столбика.

Что интересного вы заметили?

Как вы думаете, от чего зависит написание суффиксов — ик, — ек-?

Давайте сравним ваше предположение с правилом в учебнике. Молодцы, вы сами смогли вывести правило написания суффиксов — ик — и — ек-.

Давайте проверим, как вы усвоили новое правило.

Лучик, стульчик, кусочек, пальчик, платочек, одуванчик, комочек, замочек, ключик, грибочек.

Выполните самостоятельно упражнение 488. Запиши в две группы названия нарисованных предметов, придавая им уменьшительно-ласкательный оттенок значения при помощи суффиксов — ек, — ик. Расскажите, что надо знать и уметь, чтобы правильно выбирать букву гласного в суффиксе этих слов.

Что мы с вами узнали сегодня?

Вспомните правило написания суффиксов — ек-, — ик-.

Упражнение 489, словарь.

Учащиеся выполняют работу по карточкам на закрепление умения определять падеж имен существительных.

Записывают слова, данные на доске в тетрадь.

Дети записывают слова в тетрадь с комментированием.

Дети списывают слова и выделяют в каждом слове суффикс, ставят ударение.

В слове «ключик» — совпадает, а в слове «замочек» — расходится.

Гласные в суффиксах — ек, — ик надо проверять.

Один — много

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

В одних словах суффикс — ик-, а в других — к-.

Если при изменении формы слова гласный остается, то его и надо писать в суффиксе — ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать — ек.

Работа у доски. Дети записывают слова под диктовку, проверяют с помощью правила.

Лучик — лучика;

Стульчик — стульчика;

Кусочек — кусочка;

Пальчик — пальчика;

Платочек — платочка;

Одуванчик — одуванчика;

Комочек — комочка;

Замочек — замочка;

Ключик — ключика;

Грибочек — грибочка.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок по русскому языку в 3 классе на тему: Правописание суффиксов — ек-, — ик —