Восприятие «Грозы» А. Н. Островского
Еще сравнительно недавно было распространено мнение, что знаменитая пьеса Островского интересна для нас всего лишь тем, что является иллюстрацией к определенному этапу исторического развития России, что в ней дана «подробная характеристика материально-правового положения, как привилегированных общественных слоев, так и трудящихся той эпохи». Вот в этом случае «Грозу», конечно, и читать не хочется, а изучать — тем более. Но как же бывают сильны традиции!
Несколько лет тому назад было проведено анкетирование среди десятиклассников.
То, что для Катерины трагедия, для нас всего лишь мелочь жизни».
А теперь, наш уважаемый читатель, попробуйте честно ответить сами себе: а для вас то, о чем написал Островский, тоже
А ведь одна из главных мыслей, главных идей «Грозы» — это идея милосердия…
Но был еще один ответ на анкету, который обязательно необходимо процитировать: «В Катерине, на мой взгляд, пробудилось самосознание, она в себе открыла личность. Представляете? Топчут индивидуальность, а она бунтует против этого.
Образ ее важен и для нашего времени, когда, несмотря на все условия, далеко не всегда проявляется элементарное уважение к себе».
Да, каждое поколение всегда имеет возможность открывать в великих произведениях искусства что-то свое, обнаруживать в них те проблемы, которые оказываются удивительно актуальными сегодня. Речь идет не о модернизации, не о примитивных попытках представить Катерину Кабанову нашей современницей. Нет, Катерина осталась там, в своем времени, в своей эпохе.
Но и оттуда она нам, сегодняшним, что-то говорит, советует, от чего-то остерегает, заставляет вновь и вновь задуматься над вечными проблемами любви и долга, ответственности человека за себя и за других, над трагическим конфликтом между стремлением человека к наиболее полной реализации своей личности и необходимостью соотносить это естественное стремление с жестокой нормальностью традиционного сознания. О многом говорит нам «Гроза».