«Высокая вода венецианцев»
Изучение повести Дины Рубиной на уроке внеклассного чтения в 11-м классе
Урок проводится в конце третьей четверти и дает возможность провести параллели с произведениями русской литературы XIX и XX веков, вызывает интерес к чтению современных произведений.
Повесть Дины Рубиной «Высокая вода венецианцев» предлагает весь набор человеческих переживаний: нечаянная любовь, безудержная ревность, неизбежная смерть. Плюс ко всему завораживающая Венеция, жаркий Иерусалим, драматическая Россия. Поначалу кажется, что это романтическая проза.
Но
Русская литература всегда обращала внимание на тайну смерти и поиски путей ее преодоления . Понимание этой проблемы всегда рассматривалось в двух вариантах: 1) жизнь человека бессмысленна, так как все заканчивается смертью; 2) жизнь человека осмысленна и не заканчивается смертью. Выбирая один из вариантов, герои соответственно выбирают свою жизненную дорогу.
Писательница Д. Рубина тоже пытается решить для себя эту проблему и найти свой вариант ответа. Так возникает философская повесть, где мотив
Энергетический центр повести — доктор Лурье. Сильная, независимая, волевая женщина. Биохимик.
Работы ее известны за рубежом. Она конструирует искусственные белки, которые должны убивать клетки рака в организме человека . Героиня благополучна: много друзей, хороший муж, понимающая дочь, престижная работа. Казалось бы, все настолько прекрасно и надежно, что омрачить жизнь невозможно ничем.
И вдруг женщина узнает, что она больна раком. Лурье ошарашена, сбита с толку, «ощутимый комок ледяного бабьего ужаса взмывает к горлу». Растерянность, ощущение гибели подчеркнуты языковыми средствами: слова с антонимичными приставками «изживать-проживать, излечиваться-подлечиваться» , вводные слова, многоточия, обилие местоимений показывают, какое смятение охватило героиню. «Все хорошо.
Они умирают» — а умирает она… Неожиданность диагноза позволила взять верх страху, он несет ее в бездну, в пустоту. Она превращается из солидного доктора Лурье в маленькую беспомощную женщину.
Мир вокруг нее все так же прекрасен, обустроен, целен и привычен. Она понимает это, ругает себя за упущенное время, потому что, оказывается, кого-то недолюбила, что-то недосказала, что-то недоделала. Конфликт с окружающими людьми, с собой… Он возник в самом начале повести, когда героиня узнала о своей болезни, и развивается на всем ее протяжении.
Лурье одинока в своем горе, и чувство бесполезности и ненужности этому чуждому теперь, но полному жизни миру принимает космические масштабы. Мучительная невесомость между жизнью и смертью. Контраст помогает читателям понять внутренний мир героини, позволяет увидеть происходящие в ней перемены.
Женщина на время потеряла даже свое имя . И теперь это просто Она…
Она, пытаясь избавиться от страха, одиночества, отправляется в Венецию. Три дня, проведенные в городе любви и красоты, превращаются в целую жизнь. Огромное пространство «стягивается» при помощи своеобразных «экскурсий» — воспоминаний прошлого героини в цельную картину, а центр Вселенной оказывается в Венеции, в человеческой душе, подтверждая известную фразу, сказанную Ф. Достоевским: «Человек — это целый мир».
Венеция не обманула ее ожиданий и действительно оказалась прекрасным городом, миром искусства и поэзии, утонченности и элегантности. Обращаем внимание на изобразительные средства языка: словосочетания, выражающие оттенки цветов , запахи , интонацию, звуковое наполнение фраз , аллитерацию в названиях площадей и улочек . Все это делает Венецию музыкальной, летящей, сказочной. Здесь не хочется думать о смерти.
Но город обречен на гибель, как обречена и она. Он еще жив, весел, однако тихо и медленно сотни лет уходит под воду, — она еще чувствует, дышит, но скоро раковые клетки «съедят» ее. Лурье начинает замечать повсюду признаки «смерти» . Она начинает думать о самоубийстве, о брате Антоне, умершем от передозировки наркотиков, и понимает, что приехала сюда умирать. И вдруг… все опять изменилось. В гостинице героиня встречает портье Антонио, удивительным образом похожего на Антошу, на улице подбирает щенка, вспоминает бабушку Риту.
Судьба дает ей еще один шанс — любовь, и душа Лурье оттаивает.
Кульминационным моментом повести является эпизод с масками. Венецианский карнавал известен всему миру: сотни туристов приезжают именно к этому действу, но Лурье приехала слишком рано, карнавала еще нет. Тогда она просто захотела купить маску.
Театральность — еще один художественный прием, который использует Д. Рубина, ведь карнавал — это театр, это праздник, ощущение счастья. Но в повести его нет, а есть «опускание занавеса» над жизнью. Маска — символ неизвестности, она скрывает лицо человека, его личность, его эмоции, и остается лишь иллюзия чувств, иллюзия праздника, иллюзия счастья.
В тот момент, когда героиня, надев маску, увидела в зеркале «чужое, поглотившее ее нечто, аноним, ничто», она испугалась . Лурье отказывается от театральности, фатальности, обреченности и выбирает реальную жизнь. Она хочет Быть!
Это возвращение в жизнь отмечено любовью, которую можно назвать нечаянной, случайной и короткой. Но любовь помогла героине избавиться от страха, от чувства вины перед покойным братом, от болезненных воспоминаний, дала силы начать новую жизнь. Возможно, читатель обвинит Лурье в том, что она эгоистично использовала любовь юноши в своих целях, ради спасения себя самой.
Но разве назначение любви не в этом? Любовь делает человека лучше, она — чудо, она — спасение.
Да и выживать можно по-разному, но для этого нужны не только собственные силы, а еще и ощущение связи с другими людьми. «Человек в других людях и есть душа человеческая…» Подобно Толстому, Платонову, Рубина предоставляет читателям самим сделать выбор между верой в то, что все хорошо, и ощущением, что все плохо, между верой в любовь и верой в смерть.
Выбор сделает читатель, а Д. Рубина и ее героиня уже свой сделали: «Она уезжала. Надо было дожить отпущенное ей время, как доживал этот город: щедро, на людях. В трудах и веселье».
Задания для учащихся
Работая над повестью Д. Рубиной, я предлагаю ряд заданий, которые выполняются индивидуально, попарно или группами, некоторые задания выполняются в классе на уроке, другие — в качестве домашнего задания. Важно, что задания учат старшеклассников идти к идейному содержанию произведения, к авторскому замыслу через наблюдения над языком, над художественно-языковой формой.
Сообщить биографические сведения об авторе. Определить место произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом. Определить тему, идею произведения.
Проанализировать, сколько событий отражено в повести, быстро или медленно развивается сюжет, как организовано время и пространство в тексте. Рассказать о главной героине повести. Проследить динамику внутреннего состояния героини. Подтвердить примерами из текста.
Найти художественные приемы, которые использует автор в повести. Определить их роль в повествовании. Определить, как пейзаж, описание обстановки, художественные детали соотносятся с характеристикой героев. Проанализировать несколько абзацев в начале повести, определить тип предложений, степень их усложненности, найти ряды однородных членов и определить их стилистическую роль. Найти в тексте слова, словосочетания, передающие зрительные, осязательные ощущения, запахи.
Определить их роль в повести. Найти фразу-рефрен. Выяснить, что она означает. Найти кульминацию в повествовании. Прокомментировать свой выбор.
Какие еще герои и почему привлекли ваше внимание? В чем смысл и цель существования человека по повести Д. Рубиной? Подобрать эпиграф к произведению. Написать творческую работу .
Варианты тем
1. Только что прочитано…
2. Что открыла мне повесть Д. Рубиной.
3. Самая яркая страница…
4. Искусство контраста в повести Д. Рубиной.
5. Художественные детали в повести Д. Рубиной.