Александр Иванович Куприн
Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в городке Наровчате Пензенской губернии, в семье коллежского регистратора Ивана Ивановича Куприна и его жены Любови Алексеевны, в девичестве Куланчаковой. Дворянином отец Куприна не был, и это — еще одно противоречие в характере писателя, убежденного демократа, — сильно уязвляло его гордость; зато мать была из рода татарских князей, что отразилось как во внешности, так и в горячем, вспыльчивом характере Куприна. Саша был желанным ребенком — в семье, где уже были две дочери, Мальчики
Ему не исполнилось и года, когда умер отец; Любовь Алексеевна оказалась в тяжелом материальном положении.
У нее оставалось маленькое имение, но средств к существованию остро не хватало, детям надо было давать образование, и я январе 1874 года Любовь Алексеевна приезжает в Москву; устроив дочерей на казенное содержание, сама она с Сашей поселяется во Вдовьем доме, где жили, тоже на полном казенном обеспечении, дворянские вдовы: фактически это была хорошая богадельня. Саша оказался в непривычной для себя атмосфере: кроме него, во Вдовьем доме не было детей, а Любовь Алексеевна
Но не это было самым страшным, гораздо тяжелее оказалось пережить другое: мать, женщина гордая и волевая, которую он глубоко любил, очевидно, чувствуя свою и детей незащищенность и бесправие, стала заискивать у обеспеченных пензенских подруг, живших с мужьями и семьями в Москве. Отправляясь к ним в гости, она брала с собой Сашу. Во время таких визитов Куприна очень часто унижали и обижали, смеялись над ним, и всегда давали понять, что он некрасив и беден.
В 1876 году Саша расстается с матерью: для него начинаются четырнадцать долгих, мучительных лет пребывания в закрытых казенных учебных заведениях: июль 1876 — июнь 1880 года — Разумовский пансион ; июль 1880 — август 1888 года — 2-я Московская военная гимназия ; осень 1888 — август 1890-го — Московское Александровское военное училище. Но, видимо, с годами учения, особенно учения в Александровском училище, у Куприна были связаны не только горькие воспоминания: все же это была юность, с друзьями, первыми юношескими увлечениями, первыми литературными опытами. Именно тогда Куприн полюбил Москву — этот своеобразный, не похожий на другие город, целый мир — с патриархальными нравами, гонором ущемленной в правах столицы, своими знаменитостями и своими милыми чудаками, мифами и легендами и таким цельным, неповторимым обликом.
За годы учения Куприн получил достаточно полное образование: среди пройденных предметов были русский, немецкий и французский языки,. математика, физика, география, история, литература . Литература для будущего писателя началась со стихов и поэтических переводов.
Но вскоре он разочаровался в поэзии и перешел на прозу. Тогда же и был написан рассказ «Последний дебют». Пристроить это произведение в «Русский сатирический листок» помог Куприну московский поэт, добрейший чудак Лиодор Иванович Пальмин, казавшийся девятнадцатилетнему юнкеру стариком.
Счастье и гордость Куприн пережил невероятные . Однако публикация рассказа возымела и другие последствия.
Дело в том, что Куприн совсем забыл, что для напечатания произведения нужно было разрешение начальника училища. В итоге Куприн попал в карцер, как выразился ротный командир Дрозд «за незнание внутренней службы». В августе 1980 года подпоручик Александр Куприн, выпущенный из училища «по первому разряду», назначается на службу на юго-западную границу России, в глухую провинцию, столь ярко описанную им в рассказе «Свадьба» и «Поединок».
Годы службы дали ему материал для таких прекрасных, выстраданных произведений, как рассказы «Дознание», «Ночлег», повесть «Поединок». В те годы Куприн, очевидно, еще не думал всерьез о том, чтобы стать профессиональным писателем, однако продолжал литературную работу, бывшую для него как бы отдушиной из затхлого мира, в котором он оказался, кое-что печатал в провинциальных газетах, а повесть «Впотьмах» даже была принята петербургским журналом «Русское богатство».
В 1893 году он предпринимает попытку поступить в высшее учебное заведение — находившуюся в Петербурге Академию Генерального штаба. Вполне возможно, что Куприну удалось бы стать ее слушателем, однако, когда часть экзаменов уже была успешно сдана, в Академию пришло распоряжение командующего Киевским военным округом генерала М. И.
Драгомирова о его срочном отзыве в часть — оказалось, что в Киеве, по путив Петербург, Куприн успел стать участником скандального столкновения с полицией… Дело усугублялось тем, что в него были замешаны сердечные мотивы, — Куприн полюбил девушку из довольно состоятельного семейства, и женитьба могла произойти лишь в том случае, если он получит высшее военное образование. Единственным положительным результатом поездки в Петербург было знакомство начинающего писателя с несколькими столичными литераторами; среди них был Н.
К. Михайловский, выдающийся публицист, социолог, критик, идейный руководитель органа либерального народничества — журнала «Русское богатство». В этот журнал начинающий писатель послал несколько рассказов; продолжал он печататься и в провинциальной прессе. В августе 1894 года в жизни Куприна происходит резкий перелом: он оставляет военную службу.
Несмотря на то, что жалованье подпоручика было мизерным, оно все же гарантировало «прожиточный минимум»; лишившись его, Куприн остался буквально без средств к существованию, без жилья.
Редкие и скудные заработки в газетах позволяли лишь не умереть с голоду; это была настоящая нищета. И все-таки, наверное, то был едва ли не самый счастливый период в жизни Куприна. Впервые за двадцать четыре года он наконец-то свободен, принадлежал себе, мог делать, что хотел, ехать, куда хотел, выбирать занятие по вкусу, он был молод, здоров и крепок физически, еще не обременен семьей.
Куприн много работал в то время.
Помимо поденной газетной работы , он успевал создавать рассказы и художественные очерки, и многие из них, несмотря на известное несовершенство формы, засоренность языка начинающего писателя расхожими литературными штампами, юношеский романтизм, поражают свежестью авторского мировосприятия, зрительной яркостью изображаемого, психологизмом, свидетельствуют о том, что пошлая, грязная и жестокая среда не оставила следа в молодой душе их автора. В 1894-1895 годах Куприн создал такие прекрасные рассказы, вошедшие в число его лучших произведений, как «Дознание», «Славянская душа», «Куст сирени», «На разъезде», «К славе», «Воробей», «Игрушка», «Страшная минута», «Ночлег», цикл «Киевские типы». Уже в начале творческого пути писателя обозначились его сильные и слабые стороны.
Удача сопутствовала ему только тогда, когда основой произведения становилось пережитое, прочувствованное, наболевшее, когда материал для него был заимствован у самой жизни.
И, с другой стороны, если Куприн использовал экзотические, надуманные сюжеты, писал о той человеческой среде и сторонах жизни, которых не знал, произведения наполнялись пошлыми штампами, начинали отдавать литературщиной, свидетельствуя о том, что молодой писатель не всегда проявлял должный вкус при выборе образцов для подражания. Возможно, Куприн сам ощущал огромные пробелы в своих познаниях о мире. В этот период он в неуемной жажде жизни, интересе к ней, а также и в поисках заработка меняет Профессии, переезжает с места на место.
Он оставляет Киев и работает в магазине сантехники в Москве, возвращается обратно, совершает поездки по рельсопрокатным и металлургическим заводам и работает учеником на сталелитейном заводе, — вскоре этот материал он использует в повести «Молох».
Весной и летом 1897 года Куприн путешествует по Полесью, служит управляющим в имении, псаломщиком, занимается разведением махорки, вновь возвращается в Киев, где работает носильщиком, чернорабочим, изучает зубоврачебное дело и протезирование, стрижет собак, служит суфлером в театре, актером на выходах, занимается землемерными работами… Так продолжается несколько лет. В 1897 году Куприн знакомится в Одессе с Буниным, своим ровесником, тогда также талантливым начинающим писателем.
Бунин помог ему — растормошил, познакомил с издательницей петербургского журнала «Мир Божий» А. А. Давыдовой, матерью его будущей жены, добыл аванс в двадцать пять рублей, на которые немедленно были куплены «штиблеты» взамен той рвани, которую вынужден был носить Куприн. В 1990 году Куприн знакомится С А. Чеховым и М.
Горьким; оба они сыграли большую роль в его судьбе, их мнение Куприн очень высоко ценил, а к Чехову, который был значительно старше, относился прямо-таки с благоговением. В 1898 году Куприн создает свое первое крупное значительное произведение — повесть «Олеся», очень светлую, грустную, романтическую, лишенную мелодраматизма, которым порой грешил автор. Интересно, что Чехову она не понравилась, — слишком чужд ему оказался романтический строй этого произведения, зато Горький высоко оценил ее именно за это качество, и Куприн, для которого оба писателя были величайшими авторитетами, был сильно озадачен.
Энергия молодости еще не была исчерпана до конца.
В 1901 году, находясь в Москве, он пытается вступить в труппу Московского Художественного театра, однако терпит неудачу, зато входит в круг писателей московского литературного кружка «Среда», объединяющего демократически настроенных писателей-реалистов. Наконец, на исходе 1901 года бродячей жизни происходит конец: получив заведование беллетристическим отделом «Журнала для всех» — оппозиционного либерального ежемесячника, выходившего огромным по тем временам тиражом — восемьдесят тысяч экземпляров, писатель поселяется в Петербурге, а спустя несколько месяцев женится на двадцатилетней Марии Карловне Давыдовой и становится сотрудником журнала «Мир Божий». В жизни Куприна начинается новый период — период журнальной работы, оседлости , достатка, литературной известности, а после выхода «Поединка» — славы.
Повесть принесла Куприну громкую известность. В день он получал до пятидесяти читательских писем, возмущенных и восхищенных, Роман широко обсуждался в прессе, одно издание следовало за другим. Как ни странно, следующие несколько лет творчества для Куприна были относительно малопродуктивны. Из значительных произведений, созданных в 1902-1904 годах, можно на звать, пожалуй, лишь рассказы «На покое», «Конокрады», «Белый пудель».
Куприн участвовал в отборе материалов для журнала, занимался рецензированием текущей художественной литературы, после смерти Чехова написал воспоминания о нем.
Много времени отнимала работа в журнале. Осень 1905 года писатель вместе с семьей проводил в Крыму, в Балаклаве. На благотворительном вечере в Севастополе он прочитал монолог Назанского из «Поединка»; в зале было много военных, разразился скандал, затушить который удалось никому тогда не известному моряку лейтенанту Петру Петровичу Шмидту; через несколько дней он нанес визит Куприным.
А спустя месяц под руководством нового знакомого Куприна вспыхнуло восстание на крейсере «Очаков», и писателю суждено было стать свидетелем безжалостной расправы верных правительству войск с восставшими. Он описал события страшной ночи в корреспонденции в петербургскую газету «Новая жизнь»; после ее опубликования вице-адмирал Чухнин отдал приказ о высылке Куприна из пределовсевастопольского градоначальства в сорок восемь часов. Однако «еще до выселения из Балаклавы Куприну с большим для себя риском удалось спасти от преследования жандармов группу матросов-очаковцев, добравшихся вплавь до берега. Из конспиративной квартиры революционерки Е.
Д. Левенсон, оказавшей Куприну полное доверие, он помог матросам незаметно выйти за черту города и скрыться под видом рабочих в имении композитора Бларамберга». Этому событию писатель в 1918 году посвятил рассказ «Гусеница».Демократические мотивы отчетливо слышны и в других произведениях Куприна, среди которых выделяются сатирические рассказы «Механическое правосудие», «Исполины».
В 1907 году появляется прекрасный рассказ писателя «Гамбринус», в котором говорится о силе человеческого духа, не сломленного темными силами, разгул которых был инспирирован царизмом. В 1907 году брак Александра Ивановича с Марией Карловной фактически распался, и его женой становится Елизавета Морицовна Гейнрих, ставшая верным другом Куприна, пережившая вместе с ним самые трудные годы и бывшая его ангелом-хранителем. В 1909 году Куприн активно работает над повестью «Яма», посвященной довольно рискованной по тем временам теме: жизни одного из публичных домов русского провинциального города.
Он стремился познакомить читателя с жизнью публичного дома как бы изнутри, день за днем, показать механизм функционирования этого противоестественного коммерческого заведения, его объектом купли-продажи — за полтинник, трешницу, пятерку — становится любовь. Писатель изобразил ту сферу действительности, о существовании которой было ведомо всем, хотя мало кто знал, как именно существует этот грязный, продажный мир, каково в нем живым людям. В этом же году И. А. Бунин и А.
И. Куприн были удостоены премии имени А. С. Пушкина, присуждавшейся Академией наук; это было уже официальное признание. 1910 год проходит в многочисленных переездах, Куприн продолжает работу над «Ямой».
В целом же год был малопродуктивен — «… Вместо того, чтобы писать «Яму», я пишу мелочи… На что мне жить?
Я уже все рассорил. Поневоле пишу что попало и где попало». В 1911 году А.
И. Куприн продает право на издание своего Полного собрания сочинений в девяти томах издательству А. Ф. Маркса; стотысячный гонорар говорит об огромной популярности писателя.
Очевидно, полученных от Маркса денег хватило ненадолго — домик в Гатчине был куплен в рассрочку, а в 1915 году Куприн писал: «Ничего у меня, кроме долгов, нет. Дом два раза заложен, многие вещи, как говорится, «в починке». В 1911 году публикуется повесть «Гранатовый браслет», а в 1914 году — «Телеграфист» и «Святая ложь», прекрасные рассказы, лиричные, тонкие, грустные, показывающие, что жива и не покрылась коркой благополучия душа их автора, что он с прежней силой может любить и соболезновать.
У Куприных росла Ксюша, часты были гости; весной в Гатчине бушевала сирень. В ноябре 1914 года — года двадцатипятилетия своей литературной деятельности — Куприн по собственному желанию в чине поручика отправился в армию, служил в Финляндии, но уже в мае следующего года был признан негодным к службе по состоянию здоровья. В доме Куприных устроили лазарет, и Елизавета Морицовна и Ксения стали оказывать посильную помощь раненым.
После окончания Первой мировой войны и разгрома белых в гражданской войне, Куприн в 1920 году покидает Россию. Прожив около 20 лет во Франции, Куприн так и не смог адаптироваться за рубежом.
Материальное положение семьи Куприных было очень тяжелым. Заработки писателя носили случайный характер, коммерческой хватки у Елизаветы Морицовны не было, и ее маленькие предприятия не удавались. Переводили на французский язык старые, известные произведения Куприна, но писать новые было все труднее.
И тоска по России…
Куприна она угнетала страшно. Чувством ностальгии по родине, грусти об ушедших молодости, здоровье, силах, надеждах проникнуто единственное крупное, значительное произведение, созданное Куприным за границей, — роман «Юнкера». Произведение это, собственно, трудно отнести к жанру романа — оно состоит из ряда почти документальныхвоспоминаний о годах пребывания в военном училище, очень светлых и лиричных, окрашенных теплым купринским юмором.
В них «несуразная, милая страна» предстает перед нами такой светлой, очищенной от всего неглавного, второстепенного…. Мечта Куприна о возвращении домой сбылась, но, увы, слишком поздно. Вряд ли с трудом воспринимающий окружающее, очень похудевший, похожий теперь не на татарского хана, а на типичного русского старичка-интеллигента, смертельно больной писатель смог вполне вкусить радость возвращения на родную землю — несмотря на невероятно теплую встречу, устроенную ему в Москве.
После двух десятилетий отсутствия Куприн приехал домой умирать. Александр Иванович Куприн скончался 25 августа 1938 года, прожив в родной стране немногим более года.