Урок на тему «Архимедова сила»
Автор: Шакиров Фаниль Мазитович
Место работы: Кемеш-Кульская Сош Мамадышского района Республики Татарстан
Должность: учитель.
Тема урока: Архимедова сила
Цели урока:
Образовательная: о Бнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости;
Развивающая: Научить применять закон Архимеда;
Воспитательная : формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, систематизировать знания. Привить ученикам интерес к науке.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование : Штатив, стеклянный сосуд с
Для учащихся: динамометр, нить, набор грузов, сосуды с водой, пластилин, шар.
Демонстрация: Опыт по рис 139 учебника, деревянный брусок, мяч, сосуд с водой.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сообщение о целях урока.
2.Актуализация знаний.
Ответить на вопросы:
1.Как формулируется закон Паскаля?
2.Как вычисляется давление жидкости на дно и стенки сосуда?
3.Подготовка к усвоению нового материала.
Постановка учебных проблем:
А/ действует ли жидкость на погруженное в нее тело?
Б/ всегда ли жидкость действует на погруженное
В/ как теоретически объяснить это действие жидкости на погруженное в нее тело?
Обратимся к опыту. Опускаем в воду деревянный брусок. Брусок плавает на поверхности воды.
Почему деревянный брусок плавает на воде?
Опускаем мяч в воду и убираем руку. Мяч выпрыгивает на поверхность воды. Почему мяч выпрыгивает из воды?
— В воде на погруженные тела действует выталкивающая сила.
— Всегда ли жидкость действует на погруженное тело? Опущенный в воду цилиндр из металла тонет. Заметно ли действие воды на это тело?
4.Объяснение нового материала:
Проведем опыт. Подвесим цилиндр к динамометру, и наблюдаем растяжение пружины в воздухе, а затем в воде.
1.Опыт по обнаружению выталкивающей силы:
1. Определите вес груза в воздухе Р1.
Р1=. . . . Н.
2. Определите вес груза в воде Р2.
Р2 = . . . . Н.
3.Сравните результаты измерений и сделайте вывод.
Р1 . . . . Р2.
Вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р1 > Р2.
— Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
Ответ : жидкость действует на любое тело, погруженное в нее. Эта сила направленная вертикально вверх.
— А как можно найти величину выталкивающей силы?
Ответ: из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.
Мы пришли к следующему выводу. На тело, погруженное в жидкость, действуют две силы: одна сила — сила тяжести, направленная вниз, другая — выталкивающая, направленная вверх.