Урок литературы в 9-м классе по теме: «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве». Краткое изложение текста
Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы
Цели и задачи урока:
— актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме; — развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе; — обучение анализу литературного произведения; — подготовить учащихся к написанию Сочинения; — воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие.
Оборудование:
— компьютер, диск со слайдами; — раздаточный материал ; — иллюстрации: гравюры В. А. Фаворского, миниатюры из Радзивилловской
Эпиграфы:
«Слово о полку Игореве»… представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Эта речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
Д. С. Лихачев
«Слово о полку Игореве», продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей
Д. С. Лихачев
Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, — основной художественный образ «Слова…»
Д. С. Лихачев
Ход урока I стадия — стадия вызова, цель ее — актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить учащихся к активной деятельности на уроке.
1. Постановка цели:
— Назовите главные образы поэмы.
— «Слово…» посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?
— Из чего складывается образ Русской земли?
2. Самостоятельное чтение фрагмента «Образ Русской земли в «Слове…» из статьи Д. С. Лихачева «Золотое слово русской литературы» .
Читая текст, учащиеся делают пометки:
«P » — уже знал;
«+» — новое;
«-» — думал иначе;
«?» — есть вопросы.
II стадия — осмысление, ее цель — аналитическое чтение текста, получение новой информации.
1. Беседа по прочитанному:
— Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?
— Что показалось непонятным?
— Что удивило, взволновало?
— Что бы выделили как главное?
2. В процессе беседы составляется кластер :
Рис. 1
3. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:
— Природа в «Слове…»;
— Люди Древней Руси в «Слове…»;
— История Руси в «Слове…».
Группы составляют свой кластер по теме и иллюстрируют его фрагментами поэмы, а также называют средства создания образа.
Рис. 2.
Рис. 3
Рис. 4
4. Выступление представителя каждой группы перед классом.
5. В процессе их выступления класс продолжает составление кластера:
Рис. 5
III стадия — стадия рефлексии. Цель ее — анализ всего процесса изучения материала, обобщение полученной информации.
1.Подведение итогов работы на уроке с опорой на составленный кластер:
— Было ли вам интересно на уроке?
— Сумели ли вы получить новые знания?
— Как же создается образ Русской земли в поэме?
— Какие средства художественного изображения участвуют в создании образа?
2. Что вы можете использовать в своем сочинении по теме «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»?
Домашнее задание: написать сочинение «Образ Русской земли в «Слове…»
Литература к уроку:
1.Коровина В. Я. «Когда ты хочешь молвить слово…» // Литература в школе, 1995, № 4, с. 54-61. 2.Курилов А. С. Нравственные уроки «Слова о полку Игореве» // Русская словесность, 2000, № 5, с. 32-36. 3.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — М., 1979. 4.Прокофьев Н. И. «Слово о полку Игореве» // Литература в школе, 1985, № 4, с. 5-16. 5.Рыбаков Б. А. Как вникнуть в сущность «Слова о полку Игореве» // Литература в школе, 1990, № 4, с. 2-19.
6.Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. — М., 1971. 7.Слово о полку Игореве. — М., 1980. 8.Ткаченко О. Литература и традиция // Литература , 1999, № 26, с. 6-11. 9.Фогельсон И. А. Учить учиться. Формирование навыков самостоятельной работы на уроке литературы // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1990, № 5, с. 30-31.
10.Шкляревский И. Загадки и тайны «Слова о полку игореве». — М., 1998.
‹ Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: К. Д. Бальмонт «Снежинка», «Камыши» Вверх Формы работы с поэтическим текстом в старших классах ›
Методические материалы Литература Киевской Руси XI — XII вв.